Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 47 of 49

(седален 4-го, канон 2-го, утренние стихиры 6-го) и совершенно исключительные, только для двух вселенских суббот предназначенные стихиры с Господи воззвах и даже один только раз в течение года разрешаемые к употреблению 3-я и 4-я стихиры хвалитны мясопустной субботы, среди них та, которая характерна для этой субботы (Христос воскресе..., о чем было сказано ранее). К сим двум стихирам 8-го гласа без указания другого гласа присоединяется 3-я стихира "Болезнь Адаму..." И в Триоди, где она помещена в качестве славника, она предназначается для пения на 6-й глас, и в октоихе она помещается в 6-м гласе, также в качестве славника утренних стиховных стихир. В молитвослове иерейском, не имея указания своего гласа и примыкая непосредственно к предшествующим стихирам 8-го гласа, стихира "Болезнь Адаму", очевидно, предназначается для пения на тот же 8-й глас. Это совершенно невозможно и безграмотно с точки зрения Церковного устава, который никогда не допускает произвольной перемены гласов для песнопений, при написании их предназначенных на определенный глас. Кроме того, вопреки определенному предписанию Устава о том, что даже В ПЯТОК ВЕЧЕРА НИКОГДА ЖЕ, кроме двух вселенских суббот, поется аллилуйя, молитвослов иерейский устанавливает для всех случаев, когда будет справляться составленная служба об усопших, петь на вечерне "аллилуйя" с заупокойными стихами. 

366 См., например, чиновники Холмогорск. собора, стр. 65, 67, 181. 

367 Даже при совершении чина над кутиею в память усопших на литургии (см. в служебнике) "Вечная память" не возглашается, но непосредственно за возгласом священника "Яко Ты еси воскресение..." поется "Буди имя Господне..." 

368 С точки зрения истории богослужения в первой части литургии в этом месте может быть только многолетствование здравствующим.

В древней Византийской Церкви с моментом входа совпадало первое вхождение в храм патриарха и императора. Клир и певцы приветствовали входивших многолетствованием. Это многолетствование здравствующим, занесенное в наш чиновник архиерейского священнослужения и имевшее наименование "выкличка", в прежнее время возглашалось на литургии пред последним кондаком. С восстановлением патриаршества "выклички" стали отличительной особенностью служения патриаршего, на коем в этом месте в знак общения Православной Русской Церкви со всеми восточными патриархами возглашается всем им многолетие, каждому в отдельности.

Но мог быть один случай, когда в этом месте литургии пелась и "вечная память".

В древней Руси при погребении архиерея гроб почившего святителя на малом входе вносился в алтарь и поставлялся пред престолом. Почивший святитель как бы сам в последний раз священнодействовал. Естественно было в положенный момент наряду со служащими архипастырями многолетствовать и почившего, и конечно заупокойным многолетием - "вечная память". Но этот исключительный случай не дает никаких оснований, не дает никому права на внесение в чин литургии не предусмотренного уставом пения "Вечная память" в других случаях. 

369 Послед. погребения, стихира "Зряще мя безгласна". 

370 Литургия, молитва 3-го антифона; ср. Мер. 18, 19-20. 

371 Должно обратить внимание на одну литургийную подробность, подтверждающую то основное положение, что литургия никогда не должна быть переобременяема сверх указанных уставом дополнительными молениями и песнопениями, тем более перечитыванием многих имен. 

На сугубой ектении вечерни и утрени присоединяется прошение "О милости, жизни... рабов Божиих". Это прошение употребляется и на молебне. Там оно имеет "имя рек" и там на нем могут быть читаемы заздравные помянники. Вечерня и утреня - службы общественные и потому на них то же самое молебное прошение не имеет "имя рек", а вместо него общая формула: "рабов Божиих, братии святаго храма сего". Это показывает, что за вечерней и утреней Устав церковный не предполагает гласного чтения заздравных помянников. Впрочем, молебное употребление этого прошения и удобство включений в него живых может быть и допускает некоторую возможность при каких-либо исключительных обстоятельствах присоединения на нем и на вечерне и на утрени имен живых, например, в женских обителях имени настоятельницы. На литургийной сугубой ектении этого прошения или подобного ему, в которое можно было бы включить имена живых, совсем нет. Это, конечно, потому, что по рассуждению Св. Церкви после поминовения на проскомидии и ввиду предстоящего поминовения по освящении Св. Даров на литургии нет необходимости в гласном поминовении кого бы то ни было. Достаточно общих формул, которые на литургии несколько расширяются, как о живых - поминовением главным образом непосредственных совершителей таинства, нуждающихся в усиленной молитвенной помощи предстоящих сомолитвенников, о братиях наших священшщех, священномонасех, так и об усопших поминовением предстоятелей поместных Церквей в знак общения Православных Церквей, и тех, кто своим покровительством Церкви давал ей возможность с полным спокойствием и во внешнем мире приносить святое возношение. 

372 Есть одно исключение - вечерня в день Пятидесятницы. Но для этого есть исключительные причины. А освящение воды в навечерие Богоявления совершается собственно не после литургии, а после праздничной вечерни, с которой соединяется литургия, и это тоже исключение. 

373 Сравн. Воскресение Христово видевше, Светлея, светися, О Пасха велия, читаемые священнослужителями по причащении. 

374 См. соборные чиновники, изданные проф. А. П. Голубцовым. И до последнего времени, например, Московский Успенский собор - матерь русских церквей" и Троице-Сергиева Лавра, храня древние порядки, даже в престольные праздники не совершали молебнов после литургии, ограничиваясь только торжественным молебном после малой вечерни накануне праздника.

Наш церковный Устав считает вполне законным желание верующих в праздник после всего круга праздничного богослужения в конце литургии еще раз вспомнить и прославить Виновника праздника. Но это прославление должно быть насколько возможно кратким. Типикон узаконяет в конце праздничной литургии совершение чина "благословения колива, приносимого в церковь в честь и память Господских праздников или святых Божиих". В древней Руси, как уже было отмечено, ни одного великого,


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества