Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 44 of 49

и полиелее на утрени поется Богородичен канон мимошедшей недели. 

272 На ней воскресный тропарь "Егда снисшел", воскресные тропари по непорочных - "Ангельский собор", воскресный светилен: "Свят Господь Бог", воскресная стихира "Преблагословенна еси", вход со Евангелием по славословии, что по старым уставам было характерным отличием каждой воскресной утрени. 

273 Проф. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, Киев, 1895, 1, 135. 

274 Голубцов. Чиновник Моск. Усп. собора, стр. 73, 208. 

275 Там же, стр. 177. 

276 Там же, стр. 28, 172. 

277 "А певчие диаки идучи поют согласие первое: "яко щедрый Господи", да потом "Блажени непорочни" с припевы, со стихи. И сице во весь год в ходех всегда бывает", Чиновн. Моск. усл. собора, стр 208. 

278 Типикон, глава 12. "О службе субботней егда поем Бог Господь". "Посем стихологисуем кафизму 17-ю блажени непорочнии. В НИХ ЖЕ КАДИТ СВЯЩЕННИК". 

279 Псал. 118, стихи: 17. 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 157, 159. 

280 Ст. 50. 

281 Ст. 77, 116, 144. 

282 Ст. 93. 

283 Ст. 175. 

284 Даже пасхальный тропарь "Христос воскресе", производящий такое неотразимое впечатление на первой пасхальной утрени в ночь Светлого Воскресения и на Пасхальной седмице, в последующие дни до отдания Пасхи выслушивается нами более спокойно, а иногда даже и равнодушно. 

285 См. выше прим. 4. 

286 Статия 1, припев 3. 

287 Статия 1, припев на и ныне. 

288 Статия 2, припевы 1 и 2. 

289 Статия 1, припев 2. 

290 Статия 1, припев 2. 

291 Статия 3, припев 1. 

292 Статия 3, припев 4. 

293 По непорочных воскресные тропари 2 и 3. 

294 Филипп. 1, 23. 

295 Погребение священническое, стихира глас 7. 

296 Заупокойный кондак "Со святыми упокой". 

297 Припев Благословен еси Господи заимствуется из 1-го стиха того же псалма. 

298 Погиблее овча аз есмь. Заупокойные тропари по непорочных, троп. I. 

299 Там же, троп. 2. 

300 Там же, тропарь 4. 

301 Конечный день воспомянем вернии. Светилен субботы Пятидесятницы. 

302 Не ниже полиелея, а также предпразднством и отданием Благовещения. 

303 Если будет память святого минеи, не более, как поемого на шесть. 

304 "Весь круг праздников, связанных с Воскресением Христовым, Церковь окружает поминальными днями, выделяя молитву об усопших из служб праздника, чтобы не омрачать его радость". Скабалланович. Христианские праздники. Книга 5, Киев, 1916, стр. 133, примечание 779. 

305 В Вел. Пяток и Вел. Субботу тропари Благообразный Иосиф... Егда снизшел... Мироносицы жены... на вечерне три стихиры на Господи воззвах и три стихиры на стиховне "Егда от древа". На утрени четыре стихиры на хвалитех и на и ныне: Преблагословенна еси... 

306 178 раз, так как последние два стиха в каждой статии поются два за один, но зато повторяются по трижды. 

307 Напевы 2-го гласа. 

308 Апокалипсис, глава 19, стихи 1, 3, 4, 6. 

309 3-го гласа, напр., кондак Рождества Христова "Дева днесь". 

310 Чин иноческого погребения. 

311 Стихи 1-72, 73-131, 132-176. 

312 Стихи 1-93, 94-131, 132-176. 

313 38 раз. 

314 Как и сейчас, он предлежит, уготованный к погребению совершенно иначе, чем как уготовляются мiряне, - не просто облеченный во одежды своего звания, но спеленутый лентием, отрезанным от монашеской мантии. 

315 Псалом 16, 1. 

316 1 Коринф. 4, 10. 

317 Падение иноков видят и мiряне, а о их покаянных слезах чаще всего не знают и собратия монахи. 

318 Вспомним трогательное сказание: Одному игумену явилась Богоматерь и сказала: "Поди, подбери валяющихся за оградой МОИХ свиней, а то замерзнут". Игумен пошел и нашел двух пьяных монахов. 

319 Разбойниче покаяние рай окраде. Октоих, глас 1. В неделю на утрени ипакои. 

320 49 раз. 

321 Мф. 10, 32; Мр. 8, 38; Лк. 9, 26. 

322 Последняя служба предшествующего дня - 9-й час, если совершается не в притворе, а в храмах, не имеет даже особого отпуста, а первая служба наступающего дня - вечерня - не имеет обычного начала (трисвятое, Отче наш), а прямо после благословения священника следует: Приидите поклонимся... 

323 I Сол. 5, 17; Еф. 6, 18. 

324 I Сол. 5, 16. 

325 Апок. 7, 15. 

326 "Обряд" - от глагола "обряжать", "рядить". 

327 Торжество даже потому, что совершающие поминовение на деле исполняют усиленно проповедуемую Церковью заповедь о любви к братии. 

328 Монахиня Иулиания († 13 февраля 1948 г.), вдова известного профессора-востоковеда Бориса Александровича Тураева († 10 июля 1920), сообщала мне, что в наши дни некоему дано было увидеть во сне недавно умершего близкого человека и услыхать от него, между прочим, что поминовение весьма радует усопших, и особенно радует поминовение на проскомидии. "Мы тогда бываем как именинники, и другие нас поздравляют". 

329 Кроме каждения в начале утрени, еще восьмикратное каждение всего храма на каждой песне канона. 

330 Типикон о начале утрени в 1-й день Пасхи. 

331 По древнерусской терминологии "князь и княгиня". 

332 К сожалению, не соответствующий церковному пониманию интеллигентский взгляд на каждение как на обряд по преимуществу заупокойный, очевидно, стал причиною того, что этот знаменательный обряд совсем устранен из последований обручения и венчания, и что об употреблении каждения в этих случаях теперь позабыло и большинство священнослужителей. 

333 См., например, изданные проф. А. П. Голубцовым чиновники Московского Успенского собора, стр. 84; Новгородского Софийского собора, стр. 7, 151; Холмогорского Преображенского собора, стр. 69 и др. 

334 Там же, Московского, стр. 3; Новгородского, стр. 49, 12, 135; Холмогорского, стр. 164 и др. 

335 Каждение на заупокойных последованиях, как и при всяком богослужении, должно совершаться только в те моменты, где оно назначается уставом, или где оно принято по давнему обычаю. Так, хотя устав не отмечает нарочито, но обычно все заупокойные ектении сопровождаются каждением. Такая практика отмечается в старинных записях соборной службы, например, в чиновнике Новгородского Софийского собора: "диакон... глаголет заупокойные ектении... с кадилом" (стр. 149); в чиновнике Холмогорского собора: "диакони глаголют ектении с кадилом" (стр. 66). Но только во время произнесения ектении и должно быть употребляемо кадило, а по возгласе его следует отложить до следующей ектении. Такой именно порядок указывается


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества