Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 43 of 49

и добрых делах (милостыня), которые назначались в качестве епитимий согрешившим.

Также, когда, согласно практике древней Церкви, те, которые по каким-либо причинам (по болезни, нахождению в пути, во узилищи) не могли со всею строгостью исполнить все правила пощения в течение Великого поста, должны были как бы отпащиваться по окончании всех праздничных дней Пятидесятницы, то и собратия их по братской любви, дабы в христианском обществе не было резкого разделения, также отказывались на это время от скоромных снедей и добровольно постились вместе с теми, которые послепасхальным постом должны были восполнить допущенное ими ослабление поста предпасхального. Так было положено начало поста святых апостолов (Петровского). 

247 Одновременное соблюдение постов всеми православными христианами на всем земном шаре, одновременное празднование всех общехристианских праздников. 

248 Гал. 6,2. 

249 Кроме тех случаев, когда вечерня заканчивается литургией преждеосвященных Даров. 

250 Типикон и Триодион. Понед. 1 седм. Великого поста по окончании вечерни. 

251 Хотя 169 правило Номоканона наряду с временами, в которые "помины не бывают", упоминает и 1-ю седмицу поста, но оно разумеет здесь невозможность совершения в эту седмицу (как и во все дни четыредесятницы кроме суббот) заупокойной литургии, и сверх того неудобство (даже просто по продолжительности богослужения 1-й седмицы) совершения нарочито заупокойных и поминальных молений (напр. панихид). Но совершение общих кратких литий на первой седмице прямо предписывается уставом (Триодион и Типикон. Понедельник 1 седмицы в конце утрени). 

252 До понедельника Фоминой недели он совсем не употребляется, а далее, до субботы Пятидесятницы, в седмичные (с некоторыми исключениями) дни он будет употребляться не более одного раза в сутки на полунощнице. 

253 Типикон. Триодион. Надписание утрени Великого Пятка 

254 Как в честь святых, так и в честь Богоматери - Ее икон. 

255 Службы рядовых святых, память которых приходится на Великий Пяток, выпеваются заранее на повечериях Великого поста, на которых, начиная с понедельника 2-й седмицы и до пятка 6-й, поются: ...каноны минеи имеющих прилучитися святых от субботы Лазаревы до недели Фомины (Типикон и Триодион. В понедельник 2-й седмицы постов). Храмовой же праздник по 46 главе о храмах переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы. Также и праздник Георгия Победоносца при совпадении с Великим Пятком переносится на понедельник Светлой седмицы. 

256 Церковный Устав, особенно старинные записи порядка служб, иногда праздничную икону называют одним словом "ПРАЗДНИК". И в просторечья доселе это слово употребляется в том же значении: "Поставить свечу ПРАЗДНИКУ". 

257 Об этом см. ниже в 3-й главе. 

258 Утр. Вел. Пятка на стиховне, 1-я стихира; вечерня Великого Пятка, на Господи воззвах, 1-я стихира. 

259 Утреня Вел. Субботы. Непорочны. Похвала 68. 

260 Митр. Моск. Филарет, по поводу просьбы одного лица о совершении панихиды в его домовом храме в годовщину кончины его матери, случившуюся в Великий Пяток, писал: "Кажется вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери, когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершит панихиду завтра (в четверг) пред литургией, а не в пятницу." Письмо Митрополита Московского Филарета к преосвященному Леониду ("Душеполезное чтение", 1883, февраль, стр. 253, и отдельно, М., 1883, стр. 39).

Этот случай очень показателен. Очевидно, еще сто лет тому назад московское духовенство хорошо знало, что в некоторые нарочитые дни не может быть заупокойных богослужений даже в порядке частной требы, даже в домовой церкви, хотя бы то по просьбе самого владельца этого дома, который поэтому и обратился с своей просьбой чрез преосвященного викария к Митрополиту Филарету и получил от последнего указанный ответ. 

261 За исключением редкого случая совпадения Великого Пятка с Благовещением. 

262 В монастырях, назначаемых для совершения в келиях. 

263 Один порядок соединения служб вседневных, другой - праздничных со славословием, или с полиелеем, иной со бдением и совершенно иной в посты. 

264 4 апреля канон преп. "Иосифу леснописцу", песнь 6, троп. 1. Какое понимание немощей человеческих, какое снисхождение к ним! Разнообразие песнопений, между прочим, и для того, чтобы не дремали молящиеся!.. 

265 От понедельника до пятка каждой седмицы 17-я кафизма ежедневно стихословится на полунощнице вседневной, которая опускается только в праздники со бдением, каковых, как уже было сказано, по нашему Уставу сравнительно немного. В субботы 17-я кафизма стихословится на утрени в качестве 2-й рядовой кафизмы. 17-я кафизма должна стихословиться и на утрени большей части воскресных дней года, о чем см. следующее примечание. 

266 По церковному Уставу полиелей в воскресные дни поется в течение трех месяцев осенью, от 22 сент. до 20 декабря, и от двух до семи недель зимою - от 14 янв. до недели сыропустной. Во все остальное время года на воскресной утрени, если не случится полиелейного праздника, должно стихословить непорочны. А по старым нашим уставам непорочны стихословились неопустительно на утренях всех воскресных дней года, даже и при совпадении с ними полиелейных праздников. В таком случае полиелейные псалмы не заменяли собой 17-ю кафизму, но их пели непосредственно по окончании псалма 118-го. 

267 Даже в Великом посту, когда вся псалтирь прочитывается дважды в седмицу, когда и праздничная 1-я кафизма читается в качестве рядовой в среду на утрени, одна 17-я кафизма исключается из рядового чтения в будничные дни и сохраняется только для суббот. 

268 В четверток 15, в пяток 19 и 20, а в субботу 16 и 17. 

269 На утрени ектения по кафизмам, на каноне праздничное "Поим Господеви", а не будничное "Господеви поим", на литургии - всегда изобразительные, а не будничные антифоны. 

270 По воспоминанию о праздновании этого дня в Ветхозаветной Церкви. 

271 Отдание рядового гласа. Поэтому в субботу на "Господи воззвах" почти всегда догматик рядового гласа, как и по тропарях богородичен воскресен рядового гласа. В храмах святых при славословии


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества