Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 41 of 49

Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.

На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета.

Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ "Сергиева видения" начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в "Истории русского искусства" И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать. Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу. 

199 Как неестественно было бы, например, для потерявшего в один день родную мать и друга, оставить гроб матери и пойти хоронить друга. 

200 На сугубой ектении и на литии. Тайное поминовение усопших на праздничной литии может быть совершаемо всеми богомольцами во время многократного пения Господи помилуй. 

201 Но всякая молитва, даже тайно возносимая за богослужением отдельными богомольцами, сливается с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля, как единая общая молитва Церкви. 

202 У нас не только мiряне, но и многие из священнослужителей не знают о том, что церковный Устав ПРЕДПИСЫВАЕТ и священнослужителям и мiрянам совершать в конце праздничной литии поименное поминовение своих живых и усопших сродников и знаемых. Следовало бы позаботиться о том, чтобы это забытое предписание Устава стало широко известно. А ревнителям праздничного поминовения усопших должно особенно рекомендовать исполнение этого предписания, руководствуясь которым они смогут в полном соответствии с церковным Уставом удовлетворить свою потребность - поминать любимых усопших и в великие праздники. 

203 Так и Константинопольский патриарх Алексий в своем уставе отодвигает на 2 дня вперед от храмовых праздников совершение панихиды. Св. выше, в отделе о поминовении в 3-й, 9-й, 40-й дни. 

204 Вечерня Пятидесятницы, молитва 1. 

205 Там же, молитва 3. 

206 Там же, молитва 5. 

207 Там же. 

208 Там же, молитва 6. 

209 Там же, молитва 5. 

210 Как заключительный в круге всех подвижных праздников. 

211 Утреня Пятидесятницы, седален по 1-й кафизме. 

212 Там же, молитва 6. 

213 Там же, молитва 6. 

214 Заупокойные тропарь и кондак на 9-м часе пред малой вечерней Пятидесятницы. 

215 Общее правило устава: когда одна служба непосредственно без расхода следует за другой, то последующая не имеет обычного начала (Трисвятое по Отче наш), а прямо после окончания предшествующей службы и иерейского начального возгласа, если таковой положен, непосредственно следует: Приидите поклонимся и псалмы. Так всегда бывает и на вечерне, когда она следует за 9-м часом и изобразительными. В вечер же Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем и теперь начинается богослужение следующего дня - понедельника. 

216 Например, в Псалтири следованной: Еже во плоти Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. ПАСХА. Праздник тридневный. 

217 "Не было бы Рожества Христова, не было бы и Воскресения", говорят Отцы. 

218 Окончание 1, 3, и 4 стихир на Господи воззвах и тропарь по 3-й паремии. 

219 2-й канон, ирм. 6-й п. 

220 "Призри на пение" (2-й кан., ирм. 3-й п.). "Прииди, подавали удобную стезю" (ирм. 6-й песни). "Мати... силу даждь" (ирм. 9-й п.). 

221 Архиеп. Сергий. Полный Месяц. Вост., т. II. Владимир, 1901, ч. 2, стр. 14, 519-522. 

222 Сходство простирается до таких подробностей, что в службе того и другого праздника равное количество специально-просительных прошений. "Помилуй нас" в Рождественской службе четырежды (см. примечание 217), в службе же Богоявления оно встречается трижды (стих, на Господи воззвах, 7 и 2, и ипакон) и однажды "спаси души наша" (седален по 1-м стихословии). 

223 См. выше "Предпразднство и попразднство Рождества Христова". 

224 Совсем отменяются земные поклоны. 

225 169-е правило Номоканова при Большом требнике. 

226 Рождество - праздник явления на земле ЕДИНАГО от Святыя Троицы. Богоявление - праздник явления ВСЕЙ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Посему в предпразднство Богоявления поется: "Светел убо мимошедший праздник" (Р. X.), "СВЕТЛЕЙШИЙ ЖЕ, Спасе, приходящий" (2 янв. на вечерне, стиховны, стихира 1). "Ясен


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества