Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 46 of 49

к нам с сентиментального Запада с его обмiрщенным христианством. В допетровской Руси и в мiрском обиходе редко употреблялся черный цвет. Тогда и мужчины носили по большей части цветное платье.

Обычай носить траур в смысле одеваться во все черное - западный мiрской обычай. С конца XVII века, когда стало усиливаться у нас влияние запада, он стал проникать и в Церковь, перенося мiрское понимание траура не только на заупокойное богослужение, но и на Великий пост, и на дни страданий и смерти Спасителя, хотя по церковному взгляду эти дни - Пасха, только Пасха крестная. 

352 Так, например, в Москов. Успенском соборе при патриархе Никоне в субботу мясопустную на панихиде и на литургии было облачение "рядовое", т. е. то самое, которое употреблялось во все рядовые, непраздничные дни. Литургию патриарх служил в зеленом саккосе, а накануне панихиду в белом. Чинов. Моск. Усп. соб., стр. 241. 

353 По чиновнику Московского Успенского собора для всех воскресных дней назначается белое облачение. 

354 Известно, что Нонна, мать св. Григория Богослова, провожала смертный одр своего другого сына Кесария в белом праздничном платье, как знавшая, что смерть для христианина есть не проклятие, а венец.- Жизнь и труды св. отцев. СПБ, 1891, 417. 

355 Например, Маркова глава - аще 24 февраля случится в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 

356 Если даже почему-либо на литургии неопустительно должно быть по три чтения из апостола и Евангелия, то два из них соединяются и чтутся "два за един", так что в общем остается не более двух чтений. 

357 В особенности у восточных творцов. 

358 Но блаженны и изобразительны, как и праздничные антифоны, можно не относить к самой литургии, началом которой по существу является момент малого входа. В древности литургии очень часто предшествовали торжественные литии вне храма, крестные хода, во время которых пелись три антифона (срав. в 79-й главе большого требника Последование и различные литии и бдения молебнов, состоящие из трех антифонов). Окончание антифонов приноравливалось к возвращению в храм, вход в который и был началом литургии. Об этом доселе напоминает нам малый вход. 

359 На литургии могут быть прочитаны не относящиеся к данному дню апостольское и евангельское зачало только в том случае, если ради предстоящего праздника нужно будет прочитать "напереди" рядовое зачало того дня, когда будет праздник. Апостольское и евангельское чтения, назначаемые по месяцесловному указанию, никогда не переносятся на ин день без перенесения на тот же день соответствующей службы. Никогда также не читаются на литургии апостол и Евангелие минейных служб, перенесенных на повечерие. 

360 Назначение на субботу и неделю пред Воздвижением особых апостола и Евангелия, которым в тот день по большей части не бывает соответствующих тропаря и кондака, как и полное отсутствие тропарей и кондаков при соединении литургии с вечерней - только исключения, точно оговоренные в уставе и не отменяющие общего правила, а подтверждающие его. 

361 Лишь в качестве исключительной особенности, никогда более не повторяемой, в три величайших праздника: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления, в один церковный день литурпия совершается дважды: в навечерие праздника после праздничной вечерни и порану в самый праздник. 

362 Игнатия Богоносца послание к Филадельфийцам, § 4. 

363 В одном православном храме по существу может и должен быть только один престол. Православная древность не знает утвердившегося у нас с XVIII века обыкновения устраивать в одном храме несколько алтарей, располагая их иногда в ряд, без всякого отделения одного от другого. Здесь сказалось несомненное влияние латинского Запада.

Боковым алтарям у нас обычно усвояется название "придельных". Но "придел" - это то, что "ПРИДЕЛАНО" к основному, ПРИСТРОЕНО. Древняя Русь любила устроять при своих храмах приделы и их иногда бывало много (напр., Новгородская София, Покровский - Василия Блаженного - собор в Москве), но это и были действительно "придельные", т. е. приделанные, пристроенные к главному храму, но отдельные, самостоятельные храмы, а не алтари только. В архиерейских храмозданных грамотах тогда строго наказывалось, чтобы "в придел из настоящий церкви входу отнюдь не было. А вход в придел учинить из паперти" (Голубцов. Чиновники Холмогорск. собора, стр. XV). Такие придельные храмы устраивались не для украшения, не ради симметрии и не по каким-либо другим побуждениям, а единственно ради усиления молитвы. Каждый такой придел предназначался для того, чтобы в нем ежедневно совершался полностью весь круг суточных служб, для чего в каждом приделе был свой особый причт - "придельные попы". В праздники придельное духовенство, совершив несколько раньше службу у себя, шло в главный храм, где принимало участие в чтении и пении, становясь на специальные "поповские клиросы", и вместе с причтом главного храма участвовало в торжественных соборных выходах, действиях и молениях. 

364 Например, если в одном приделе совершается храмовая служба, а в другом вся служба (а не одна литургия) будничная. Или в одном приделе совершается праздничная служба, например Покрову, а в другом будничная служба ап. Анании и преп. Романа. Если же в храме отправлено только одно праздничное бдение, то и все литургии, сколько бы их ни было совешено в том храме в тот день, все должны быть праздничными. 

365 Например, в иерейском месяцеслове на среду назначается служба с акафистом Успения Пресвятой Богородицы, тогда как и в псалтири следованной и в канонике служба Пресвятой Богородице Одигитрии; в конце вечерних молитв призывание многих святых, по преимуществу южнорусских, чего нет ни в псалтири следованной, ни в канонике, ни в правильнике; особые молитвы для проскомидии, причем нет даже определенных указаний, в какой именно момент проскомидии должно читать эти молитвы; и прошения для литургии - чего также нет ни в одной из основных богослужебных книг. В прежних изданиях иерейского молитвослова помещалась евхаристическая молитва из литургии Амвросия Медиоланского, в качестве предпричастной. В последних изданиях она исключена... Для субботы в иерейском молитвослове назначается особая, произвольно составленная служба за упокой, в которой собраны и песнопения октоиха разных гласов


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества