Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 45 of 49

в древнерусских соборных чиновниках: "диакони ектению говорят с кадилом, и по возгласе, покадив архиерею, ОТДАЮТ КАДИЛО" (чиновн. Холмогор. собора, стр. 65) и в современном издании особой книжицей: "Последования парастаса, сиречь великия панихиды" (СПБ, 1913) также определенно указывается: "диакон... кадит... глаголя ектению великую. Такожде кадит и на прочих ектениях" (стр. 2), - ТОЛЬКО НА ЕКТЕНИЯХ, а не во все время панихиды. Установившаяся же по местам практика совершения каждения во все продолжение заупокойного богослужения, обращаяющаяся в непрерывное МАХАНИЕ, иногда даже пустым кадилом, не имеет основания ни в уставе, ни в древней практике, трудно указать и смысл для нее. Не в этой ли непрерывности каждения при заупокойных богослужениях, чего ни при каких других службах не бывает, надо искать корень того интеллигентского отношения к одному из торжественнейших и важных обрядов, о котором упомянуто выше. Махание же пустым кадилам - это извращение смысла глубокознаменательного символического действия. Дело не в махании, хотя бы даже и пустой кадильницей, а в воскурении фимиама, и если невозможно иметь (например, при продолжительном шествии с гробом) кадильницу с возжженным углем и курящимся фимиамом, - лучше ее совсем отложить. 

336 Типикон, глава 24: О вжигании свещ в праздники Господние и Богородичные, и глава о вседневном вжигании свещ. 

337 Так по уставу должно быть во все праздники, начиная от полиелейных, когда в начале пения псалма 134: Хвалите имя Господне не только священнослужители, но и все молящиеся должны возжечь свечи и стоять с ними до 3-й песни канона. В праздник же со бдением они должны снова возжечь свои светильники пред 9-й песнью и стоять с ними до конца утрени. К сожалению, у нас теперь это не соблюдается, и с возжженными свечами все богомольцы стоят только на утренях недели Ваий, Вел. Пятка, Вел. Субботы и Пасхальной. 

338 Которые также увенчаны крестом и к которым отчасти переносит мысль канунница. 

339 "ИМЕНИННИКОВ", "ПРАЗДНИЧНЫХ" (в некоторых местностях об именинниках и о тех, у кого какой-либо праздник, говорят: "Он сегодня праздничный!"). 

340 Св. Равноапостольный Константин Великий первый показал в этом отношении пример, поставивши над гробом св. ап. Петра крест из чистого золота. Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, стр. 1338, примечание 2. 

341 Галат. 2, 19. 

342 См., например, указ Ивана Васильевича Грозного Владимирскому духовенству о князьях, почивающих во Владимире, и, в частности, о почивающих во Владимирском Успенском соборе (Прот. А. Виноградов. История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. Владимир, 1891, стр. 32). Ср. также неоднократные указания, например чиновника Новгородского Софийского собора о рассылке властей для служения панихид на гробах святителей и князей во дни их памяти и в дни общих поминовений, и о поставлении кануна и кутии на каждой гробнице. Голубцов. Чино. Соф. собора, стр. 41-43 и мног. друг. 

343 У нас обычно для кутии пшеница или рис СМЕШИВАЮТСЯ с фруктами или конфетами (мармеладом). Но это не соответствует тому, что об устроении кутии говорится в 3-й главе Типикона. По уставу кутия, это не беспорядочное смешение зерен со сладкими плодами. Кутия - ЭТО ВАРЕНАЯ ПШЕНИЦА, СМЕШАННАЯ ТОЛЬКО С МЕДОМ, и сверх того РАЗЛИЧНЫМИ СЛАДКИМИ ОВОЩАМИ УКРАШЕННАЯ, т. е. красиво, изящно убранная. О кутье, например, в старинных записях соборной службы в Новгородском Софийском соборе говорится: КУТИЯ НАРЯДНАЯ С ЯГОДЫ И С САХАРОМ" (Голубцов. Чиновник Новгор. Соф. соб., стр. 38). Для христиан самое лучшее украшение святой крест. Поэтому там, где понимали дух церковного устава и где берегли церковные традиции, там кутию поверх вареных и услащаемых медом зерен украшали изображением креста, чаще восьмиконечного и с голгофою, сложенного из сладких овощей, например из изюма. Иногда крест составлялся из сладких овощей, соответственным образом нанизанных на тонкие палочки или проволочки, и поставлялся над кутиею, чем еще больше напоминалось о намогильном холме с увенчивающим его крестом. 

344 По церковным правилам, если христианин увидит на земле случайно начертанный крест, он должен его разметать, чтобы не попирать ногами священное знамение нашего спасения (см. 73-е правило 6-го Вселенского Собора). 

345 Иногда это был стол продолговатый и напоминал гроб. В чиновнике Холмогорского собора записано: "Стол покрыт фатою поставляется вдоль ко алтарю во образ гроба", стр. 229. 

346 Как упоминаемый в предшествующем примечании. 

347 В древней Руси иерей, возлагая на себя епитрахиль, непременно возлагал и поручни. Так поступают и ныне там, где ревнуют о хранении древних традиций. 

348 На вечерне при пении Господи воззвах священник ИЗМЕНЯЯ священническую одежду исходит и кадит. Триодион. 

349 Поему же сему (Воскресни Боже), извлачаются иереи и диакони от одежд и облачаются в белые. Типикон и Триодион. 

350 Об этом см. выше о пении непорочных. 

351 Черный цвет, строго говоря, неизвестен Православной Церкви и не соответствует ее стремлению всегда, при всех обстоятельствах, поддерживать в своих чадах бодрое настроение. Черный цвет - цвет безнадежной и, следовательно, нехристианской грусти. Белые ленты на черном еще более подчеркивают эту безнадежность, повергают едва не в уныние. Сочетания белого с черным Церковь не знает. Даже священные изображения и надписи на черных одеяниях великосхимников по указанию чина пострижения должны быть не белые, а червленые, т. е. красные! Так Это и устроялось в древности. В древней Руси последование страстей и богослужения Великого Пятка и Вел. Субботы совершались в темно-багряных ризах, напоминавших о пролитой за нас Божественной крови. Иногда даже утреня Великой Субботы совершалась в белом облачении. В Уставе церковном, принадлежащем Авраамию Палицыну и предложенном им в Троице-Сергиеву Лавру, впоследствие находившемся в числе рукописей Москвы Синод, библиотеки, между прочим, читается замечание, что в Вел. Субботу на утрени, когда совершалось "надгробное величание у Троицы в Сергиеве, прежде сего бывали белые ризы; игумен же Порфирий (вероятно первый, 1521-1524) уставил постные" (Горский и Невоструев. Описание Синод, рукописей, стр. 335).

Черный цвет проник


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества