Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

Остров: Page 3 of 4

хочу стать». А старец ему в ответ: «Сначала стань культурным человеком, потом хорошим христианином, а если Бог благословит, то и хорошим монахом станешь!»

А у нас часто именно так — никакой культурной и духовной базы у человека нет — и сразу монахом. Человек хочет стать кем-то в Церкви, продвинуться. А дело не в том, кем ты станешь, какую должность займешь, а в том, как ты любишь Господа и людей. А это часто забывается. Монастырь, в котором «все по чину, все правильно, а нет любви» — не выполняет своего назначения. Потому о. Анатолий и вопрошает: «Иов, а ведь ты меня не любишь?»

Об этом ведь еще древние пророчествовали, что в последние времена все уйдет во внешнее и «монахи будут хвалиться именами своих предшественников», не имея их духа. Богослужение есть, и все по уставу, а человекослужения нет. «Тут миряне ходят, мешают, а у нас ведь монастырь».

Известно, например, за что св. прав. Иоанн Кронштадтский получил великие дары от Господа за то, что он очень любил народ. Утешал людей, помогал им, не взирая даже на вероисповедание. И от многих своих собратьев-священников был порицаем, не понят. Так и в фильме: «С мирянами чай пьет».

А о. Анатолию больно за народ, он жалеет людей, — первая сцена в монастыре, его разговор с девушкой, которая пришла брать благословение на аборт, — такая отцовская забота и любовь: «Какой хороший мальчик будет, золотой!» И не осуждает за грех, за блуд, а жалеет грешницу.

О.Анатолий вообще никого не осуждает. Поэтому неправы те, кто говорит, что якобы в фильме есть какое-то противопоставление «харизматического старца» и официальной Церкви. Он ведь всех посылает в церковь, он говорит: «Причаститься надо». Он не говорит: «К этому игумену не ходите, к благочинному не ходите». Он себя никому не противопоставляет, а, юродствуя, обличает в отдельных представителях Церкви их страсти. Причем в этих сценах обличения тоже, на мой взгляд, вполне воплотился духовный реализм. Например, сцена с головешкой, брошенной в игумена, и весь их диалог просто списаны с жития блж. Феофила Киево-Печерского. Слова при сожжении сапог: «На голенищах архиерейских сапог тысячи бесов» взяты из творений свт. Феофана Затворника, и имеют они вовсе не антиархиерейский смысл. Святитель Феофан писал это по поводу того, что никому не благословляет после его смерти брать его вещи. Потому что те искушения, которые переживает архиерей, — это особые искушения, не всякому они под силу.

Сцена с топкой и изгнанием бесов мне напомнила случай, который произошел лично со мной. Когда я был студентом Духовной Академии, то ездил в Псково-Печерский монастырь. И меня однажды послали на послушание в просфорню. Пришел я туда — комната небольшая, жарко страшно, и только одно маленькое окошечко там было. Так вот монах-просфорник, когда я вошел, первым делом это окошечко закрыл. А когда я стал говорить, что задохнусь сейчас, он ответил: «Это бесы в тебе говорят». Еле я оттуда выполз, воздух хватал на последнем издыхании.

Там же, в Печорах, мне довелось видеть и бесноватых,


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества