Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: Page 6 of 7

де­ви­че­ской и Де­ву, во­пло­ща­ю­щую в Се­бе Бо­га, ото­шел от Нее к пре­сто­лу Гос­по­да – Са­ва­о­фа, сла­вя та­ин­ство во­че­ло­ве­че­ния Бо­жия, со все­ми небес­ны­ми си­ла­ми, в неис­по­ве­ди­мой ра­до­сти во ве­ки. Аминь.

 

При­ме­ча­ния

[1] Св. Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский, из­вест­ней­ший цер­ков­ный пи­са­тель IV в. Его тво­ре­ния по­свя­ще­ны глав­ным об­ра­зом об­ли­че­нию совре­мен­ных ему ере­сей. Па­мять св. Епи­фа­ния празд­ну­ет­ся 12 мая.

[2] Св. Ам­вро­сий ме­дио­лан­ский (или ми­лан­ский), в Ита­лии – зна­ме­ни­тей­ший отец за­пад­ной Церк­ви и хри­сти­ан­ский пи­са­тель IV в. Из его со­чи­не­ний осо­бен­но за­ме­ча­тель­но «De officiis clericorum» («О долж­но­стях свя­щен­но­слу­жи­те­лей»). Скон­чал­ся св. Ам­вро­сий в 397 г. Па­мять его празд­ну­ет­ся 7 де­каб­ря.

[3] Ге­ор­гий Кед­рин – ви­зан­тий­ский пи­са­тель кон­ца XI и на­ча­ла XII в. Из его тру­дов осо­бен­но из­ве­стен «Synopis istorion» Это со­чи­не­ние об­ни­ма­ет со­бою ис­то­рию ев­рей­ско­го и рим­ско­го на­ро­да и Ви­зан­тии, но не име­ет осо­бен­но круп­ных до­сто­инств, так как пред­став­ля­ет по ме­стам пе­ре­сказ дру­гих ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, осо­бен­но хро­ни­ки Иоан­на Ски­ли­цы и Ге­ор­гия Син­кел­ла.

[4] Это про­ро­че­ство при­во­дит­ся у св. еван­ге­ли­ста Мат­фея (I:23).

[5] Ем­ма­ну­ил – имя, усво­я­е­мое Иису­су Хри­сту у прор. Ис­а­ии (7:14) По пе­ре­во­ду с ев­рей­ско­го, оно озна­ча­ет «с на­ми Бог».

[6] Св. Евод – апо­стол из 70-ти.

[7] Св Гри­го­рий, еп. Нис­ский, брат св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го – зна­ме­ни­тый цер­ков­ный учи­тель IV в. Из его со­чи­не­ний за­ме­ча­тель­ны сле­ду­ю­щие: Ше­стод­нев, где он ре­ша­ет вы­со­кие во­про­сы о тво­ре­нии ми­ра и че­ло­ве­ка, остав­лен­ные св. Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким (в его «Ше­стод­не­ве») без от­ве­та по их недо­ступ­но­сти для на­ро­да. Ка­ти­хи­зис, со­дер­жа­щий на­став­ле­ния о том, как на­доб­но дей­ство­вать при об­ра­ще­нии языч­ни­ков и иуде­ев и при опро­вер­же­нии лже­уче­ния ере­ти­ков; 12 слов про­тив Ев­но­мия и мно­гие по­хваль­ные сло­ва свя­тым. Па­мять его – 10 ян­ва­ря.

[8] Ни­ки­фор Кал­лист, цер­ков­ный ис­то­рик XIV в., мо­нах Со­фий­ско­го мо­на­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле. За­ме­ча­тель­ный труд его – «Цер­ков­ная ис­то­рия» (в 18 кни­гах), – до­ве­ден­ная до кон­чи­ны ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Фо­ки (611 г.). Скон­чал­ся Кал­лист в 1350 г.

[9] Блаж. Иеро­ним – один из за­ме­ча­тель­ней­ших учи­те­лей За­пад­ной Церк­ви (330–419 г.). Тру­ды его ка­са­лись всех об­ла­стей бо­го­слов­ско­го зна­ния. Са­мый за­ме­ча­тель­ный его труд – ла­тин­ский пе­ре­вод свящ. Пи­са­ния, из­вест­ный под име­нем Вуль­га­ты.

[10] Мак­ка­веи (от евр. makkabi – мо­лот) – пер­во­на­чаль­но про­зва­ние од­но­го Иуды Мак­ка­вея, рас­про­стра­нен­ное по­том на всех во­об­ще за­щит­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков ве­ры во вре­мя го­не­ний Ан­тио­ха Епи­фа­на. Осо­бен­но зна­ме­ни­ты 7 бра­тьев Мак­ка­ве­ев: Авим, Ан­то­нин, Гу­рий, Еле­азар, Ев­се­вон, Алим, Мар­келл и мать их Со­ло­мо­ния, под­верг­ну­тые мно­гим му­че­ни­ям за от­каз вку­сить идо­ло­жерт­вен­но­го мя­са. Па­мять их празд­ну­ет­ся 1 ав­гу­ста.

[11] Св. Ан­дрей, ар­хи­епи­скоп Крит­ский, жил в к. VII и нач. VIII в. Он за­ме­ча­те­лен как про­по­вед­ник и цер­ков­ный пес­но­пи­сец. Са­мое за­ме­ча­тель­ное его про­из­ве­де­ние – ве­ли­кий по­ка­ян­ный ка­нон, чи­та­е­мым на 1-ой неде­ле и в чет­вер­ток 5-ой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Скон­чал­ся св. Ан­дрей в 712 г. Па­мять его празд­ну­ет­ся 4 июля.

[12] Ср. Мф 5:34-35.

[13] Св. Гер­ман, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, жил в к. VII и нач. VIII в. В сво­ей де­я­тель­но­сти он за­явил се­бя рев­ност­ным за­щит­ни­ком ико­но­по­чи­та­ния. Скон­чал­ся в 740 г. Па­мять его празд­ну­ет­ся 12 мая.

[14] Иисус (греч. Insoys – ис­це­ли­тель, от inao – ис­це­ляю) по евр. Iehochua – по­мощь Иего­вы, Спа­си­тель.

[15] Из дог­ма­ти­ка 7 гла­са.


 

Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы«Бла­го­ве­ще­ние»

На­зва­ние празд­ни­ка ука­зы­ва­ет на ка­кое-то осо­бое, неслы­хан­ное ра­нее «ра­дост­ное из­ве­стие», про­зву­чав­шее еди­но­жды в ми­ро­вой ис­то­рии. Этим и объ­яс­ня­ет­ся от­сут­ствие у празд­ни­ка уточ­ня­ю­ще­го смысл под­за­го­лов­ка (осо­бен­но в оби­ход­ной ре­чи): про­из­но­ся од­но лишь сло­во «Бла­го­ве­ще­ние», мы не бо­им­ся быть невер­но по­ня­ты­ми, ибо «ра­дост­ных из­ве­стий» бы­ло мно­го, но Бла­го­ве­ще­ние слу­чи­лось лишь од­на­жды. Та­ким об­ра­зом, на­зва­ние празд­ни­ка «Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це» бук­валь­но озна­ча­ет: «Ра­дост­ная весть [со­об­щен­ная] Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це». Ка­кая же ра­дост­ная весть со­став­ля­ет су­ще­ство празд­ни­ка? Кто был вест­ни­ком?

Из Еван­ге­лия от Лу­ки (ибо толь­ко он опи­сы­ва­ет дан­ное со­бы­тие) мы узна­ём, что немно­гим бо­лее двух ты­сяч лет то­му на­зад в ма­лень­ком па­ле­стин­ском го­род­ке На­за­ре­те со­вер­ши­лось пре­вос­хо­дя­щее на­ше ра­зу­ме­ние со­бы­тие — при­ро­да Бо­га со­еди­ни­лась с при­ро­дой че­ло­ве­ка. Здесь жи­ла скром­ная под­дан­ная рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста, юная Ма­рия, к то­му вре­ме­ни си­ро­та. Она про­ис­хо­ди­ла из ди­на­стии ца­ря Да­ви­да, к ко­то­рой при­над­ле­жал и Иосиф, хра­ни­тель дев­ства Ма­рии, по­жи­лой вдо­вец, ко­то­ро­му Она бы­ла об­ру­че­на во ис­пол­не­ние тра­ди­ции, вос­пре­щав­шей доб­ро­де­тель­ной жен­щине оста­вать­ся оди­но­кой. Иосиф был бе­ден, ра­зу­ме­ет­ся, не афи­ши­ро­вал свое про­ис­хож­де­ние (это бы­ло смер­тель­но опас­но!) и вел жизнь про­сто­го ре­мес­лен­ни­ка.

Мож­но пред­ста­вить чув­ства юной Де­вы, Ко­то­рой, во вре­мя от­сут­ствия Иоси­фа, вдруг зри­мо пред­стал небес­ный вест­ник,  ан­гел Гав­ри­ил.

«Ан­гел, вой­дя к Ней, ска­зал:
«Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная! С То­бою Гос­подь!»

Но Она силь­но сму­ти­лась от его слов и ста­ла раз­ду­мы­вать, что же зна­чит та­кое при­вет­ствие. И ска­зал Ей ан­гел:

«Не стра­шись, Ма­ри­ам, 
ибо Ты об­ре­ла ми­лость у Бо­га:
и вот, Ты зач­нешь и ро­дишь Сы­на,
и на­ре­чешь Ему имя: Иисус.

И бу­дет Он ве­лик,
и на­зо­вут Его Сы­ном Все­выш­не­го.»

Добавить комментарий

15 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества