Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: Page 4 of 7

как пред­ва­ри­тель­но раз­мыш­ля­ет о тех, ис­пол­нен­ных ра­до­сти, сло­вах бла­го­ве­ще­ния, с ко­и­ми дол­жен об­ра­тить­ся к Ней. До­стой­но при сем об­ра­тить свое бла­го­го­вей­ное вни­ма­ние и на то, что он на­шел Ее не вне до­ма и гор­ни­цы сво­ей, не на ули­цах го­род­ских по­сре­ди на­ро­да и мир­ских бе­сед, не су­е­тя­щу­ю­ся до­ма в жи­тей­ских по­пе­че­ни­ях, но упраж­ня­ю­щу­ю­ся в без­мол­вии, мо­лит­ве и чте­нии книг, как ею яс­но по­ка­зы­ва­ет и икон­ное изо­бра­же­ние Бла­го­ве­ще­ния, пред­став­ляя Де­ву Ма­рию с по­ло­жен­ною пред Нею и рас­кры­тою кни­гою, в до­ка­за­тель­ство непре­стан­но­го упраж­не­ния Ее в чте­нии бо­же­ствен­ных книг и бо­го­мыс­лии. В то са­мое вре­мя, ко­гда явил­ся к Де­ве небес­ный бла­го­вест­ник, Она, как по­ла­га­ют бо­го­муд­рые от­цы Церк­ви, име­ла в уме сло­ва про­ро­ка Ис­а­ии:  «се, Де­ва во чре­ве зачнет»  (Ис.7:14), и раз­мыш­ля­ла, ка­ким об­ра­зом и ко­гда бу­дет то стран­ное и необыч­ное для де­ви­че­ско­го есте­ства за­ча­тие и рож­де­ние. Еще ра­нее се­го вре­ме­ни Она, как вы­ше ужо бы­ло ска­за­но по Ге­ор­гию Кед­ри­ну, бы­ла из­ве­ще­на Бо­жи­им от­кро­ве­ни­ем, что не иная ка­кая де­ва, но Она Са­ма по­слу­жит со­вер­ше­нию та­ин­ства и ро­дит же­ла­е­мо­го Мес­сию. От се­го из­ве­ще­ния го­ре­ла Она лю­бо­вью се­ра­фим­скою к Бо­гу и Твор­цу Сво­е­му и мо­ли­ла Его ми­ло­сер­дие, да ис­пол­нит Он ско­рее со­вер­ше­ние Бо­же­ствен­но­го обе­то­ва­ния Сво­е­го и про­ро­че­ства Ис­а­ии, и с пла­мен­ным же­ла­ни­ем го­во­ри­ла Се­бе: «Ко­гда же на­станет для Ме­ня оное во­жде­лен­ное вре­мя, и Со­зда­тель Мой, бла­го­из­во­лив при­нять от Ме­ня плоть че­ло­ве­че­скую, сой­дет с небес и все­лит­ся в Ме­ня? Ко­гда до­стиг­ну то­го бла­го­сло­вен­но­го бла­жен­ства, чтобы со­де­лать­ся Ма­те­рью Бо­га Мо­е­го! А до то­го вре­ме­ни, ко­гда не до­стиг­ну се­го, сле­зы мои бу­дут мне пи­щею день и ночь. Для ожи­да­ю­щих столь во­жде­лен­но­го и ко­рот­кое вре­мя ка­жет­ся слиш­ком длин­ным».

Ко­гда Пре­чи­стая Де­ва так раз­мыш­ля­ла и, в тайне серд­ца Сво­е­го воз­но­си­ла с пла­мен­ною, го­ря­чею лю­бо­вью к Гос­по­ду бо­го­мыс­лен­ную мо­лит­ву, вдруг ти­хо пред­стал пред Нею бла­го­вест­ник Ар­хан­гел Гав­ри­ил. Тот же свя­той учи­тель, Ан­дрей Крит­ский, так о сем пи­шет:

«Ар­хан­гел Гав­ри­ил во­шел в дом и, при­сту­пив к внут­рен­не­му по­кою, в ко­то­ром Де­ва оби­та­ла, ти­хо при­бли­зил­ся к две­рям и, про­ник­нув внутрь, крот­ким го­ло­сом на­чал с Нею бе­се­до­вать. «Ра­дуй­ся, – ска­зал он, – Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою! Су­щий преж­де Те­бя – ныне с То­бою и ско­ро из Те­бя про­изой­дет; Су­щий преж­де всей веч­но­сти – ныне бу­дет под вре­ме­нем». О, без­мер­ное че­ло­ве­ко­лю­бие (вос­кли­ца­ет свя­той Ан­дрей)! О, неис­по­ве­ди­мое ми­ло­сер­дие! Ар­хан­гел не толь­ко бла­го­вест­ву­ет ра­дость, но ра­дость оби­та­ния Твор­ца в Де­ве. Ибо сло­ва его «Гос­подь с То­бою!» яв­но по­ка­зы­ва­ют при­сут­ствие Ца­ря, хо­тя и при­няв­ше­го от Нее плоть че­ло­ве­че­скую, но тем ни ма­ло не от­сту­пив­ше­го от свой­ствен­ной Ему сла­вы! Ра­дуй­ся, об­ра­до­ван­ная, Гос­подь с То­бою! Ра­дуй­ся, все­чест­ное ору­дие ми­ра, ко­им го­рест­ный при­го­вор, осу­див­ший мир на про­кля­тие, при­ме­ня­ет­ся на ра­дост­ный при­зыв к бла­жен­ству! Ра­дуй­ся, во­ис­ти­ну Бла­го­сло­вен­ная! Ра­дуй­ся, Де­ва пре­вос­ход­ней­шая! Ра­дуй­ся, пре­крас­ный храм небес­ной сла­вы! Ра­дуй­ся, освя­щен­ная па­ла­та Ца­ря! Ра­дуй­ся, чер­тог, в ко­ем Хри­стос об­ру­чил­ся и со­че­тал­ся с че­ло­ве­че­ством! Бла­го­сло­вен­на Ты в же­нах, Ты, Ко­то­рую Ис­а­ия про­ви­дел про­ро­че­ски­ми оча­ми и на­име­но­вал Про­ро­чи­цей, Де­вою, кни­гою за­пе­чат­лен­ною! Бла­го­сло­вен­на во­ис­ти­ну Ты, на­ре­чен­ная Ие­зе­ки­и­лем ден­ни­цею и две­рью за­тво­рен­ною, чрез Ко­то­рую про­шел Еди­ный Бог! Бла­го­сло­вен­на во­ис­ти­ну Ты, Еди­ная, Ко­то­рую муж же­ла­ний, Да­ни­ил, ви­дел, как го­ру, и Ко­то­рую чуд­ный Ав­ва­кум на­звал го­рою при­осен­не­ною, а цар­ствен­ный пра­ро­ди­тель Твой, Да­вид, про­ро­че­ски вос­пел го­рою Бо­жьею, го­рою туч­ною, го­рою ума­щен­ною, го­рою, в ко­ей бла­го­во­лил все­лить­ся Бог. Бла­го­сло­вен­на Ты в же­нах, Ты, Ко­то­рую За­ха­рия, зри­тель Бо­же­ствен­ных Тайн, про­ви­дел, как пре­вос­ход­ный све­тиль­ник зо­ло­той, укра­шен­ный се­мью лам­па­да­ми, озна­чав­ши­ми семь да­ров Ду­ха Свя­то­го. Во­ис­ти­ну бла­го­го­вей­на Ты, вме­ща­ю­щая в Се­бе как бы рай и сад эдем­ский – Хри­ста, Ко­то­рый, по Сво­е­му неиз­ре­чен­но­му все­мо­гу­ще­ству, про­ис­шед­ши из Тво­ей утро­бы, как ис­точ­ник во­ды жи­вой, на­по­ил че­тырь­мя еван­гель­ски­ми стру­я­ми все ли­це зем­ли?»

Услы­шав та­кое при­вет­ствие Ан­ге­ла, Де­ва сму­ти­лась от слов его и раз­мыш­ля­ла: «Что бы это бы­ло за при­вет­ствие?» Она сму­ти­лась, но не ис­пу­га­лась, по­то­му что та­кое по­се­ще­ние не бы­ло со­всем но­вым, неча­ян­ным и вне­зап­ным. По­яв­ле­ние Ан­ге­ла не мог­ло ис­пу­гать Ее, ибо для Нее обыч­но бы­ло дру­же­ствен­ное об­ще­ние с ан­ге­ла­ми еще во вре­мя пре­бы­ва­ния во Свя­тое Свя­тых, где, по сви­де­тель­ству свя­то­го Гер­ма­на [13], еже­днев­но при­ни­ма­ла Она пи­щу из рук ан­ге­ла. Но Она от удив­ле­ния сму­ти­лась по­то­му, что ан­гел преж­де ни­ко­гда не при­хо­дил к Ней в столь ве­ли­кой небес­ной сла­ве, с столь ра­дост­ным ли­цом и с та­ки­ми пре­ис­пол­нен­ны­ми ра­до­сти сло­ва­ми. Сму­ти­лась Она но­во­стью все­го это­го, осо­бен­но слов ан­ге­ла, что он при­хо­дит с необыч­ным при­вет­стви­ем, го­во­ря:  «Бла­го­сло­вен­на ты в же­нах!»  (Лк.1:28), чрез то по­ла­гая Ее, Де­ву, в чис­ле жен. Она сму­ти­лась, как це­ло­муд­рен­ная, но не устра­ши­лась, как му­же­ствен­ная, и, как ода­рен­ная ду­хом бла­го­ра­зу­мия и муд­ро­сти, раз­мыш­ля­ла Са­ма с Со­бою: «Что бы это бы­ло за при­вет­ствие? Что хо­чет ска­зать Мне ан­гел сим при­вет­стви­ем? Не вве­дет ли Ме­ня опять в храм Гос­по­день, или не при­нес ли он Мне с неба ка­кую-ли­бо но­вую пи­щу? Или не воз­ве­стит ли он но­вой тай­ны от Бо­га? Не на­учит

Добавить комментарий

16 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества