Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

А во что я верю? : Page 2 of 9

переложить ответственность? Но самое печальное, что в некоторых традициях это проповедуется как норма. Мало того, человека могут за это поощрять, мол, какой смиренный благочестивый прихожанин, слушается, все исполняет. И у человека, как я люблю говорить, «цементируется» невроз. Его психологическая проблема – незрелость, инфантильность, неспособность брать на себя ответственность – подкрепляется тем, что он думает, что делает все правильно, так, как нужно.

И с другой стороны, опираться на себя, слышать, что я хочу, реализовывать какую-то свою активную позицию – все это трактуется в такой традиции как гордость. Происходит мощнейшее искажение, серьезная подмена, одна из самых опасных. Это происходит не только в Церкви, в любом аналогичном социальном институте с жесткой системой правил. Церковь здесь не уникальна.

Особенно больно видеть, как имеющаяся у человека проблема, невроз помножается и «цементируется» – в лечебнице. И, к сожалению, в некоторых случаях, когда был сильный перекос в соблюдении всего и вся, шанс отката, того самого кризиса веры, весьма велик. Потому что когда мотивация подменная, она рано или поздно может истощаться, сгорать, заканчиваться.

Нужен ли нам Бог?

Не зря ведь во время входа Господня в Иерусалим и у Понтия Пилата одни и те же люди кричали «Осанна!», а потом они же – «Распни, распни!». У этих людей была ложная мотивация: они хотели не того, что Бог готов был предложить. Собственно, они не хотели Его. И это, наверное, главное. Им не нужен был Он. Им нужно было  от Него  получать то, что они хотят. А когда они этого не получили, то убили Его. Я думаю, все то же самое и сегодня. Человечество не изменилось. То же самое с нами происходит, когда мы хотим от Бога получать то, что нам нужно, а когда мы этого не получаем, то говорим: «Ты нам не нужен». Почему это происходит? Потому что я не знаю, кто Ты, у меня нет с Тобой личного контакта.

Это как в человеческих отношениях: люди разводятся, когда нет любви. Есть влюбленность, когда человек думает, что может получить что-то от другого. Это не обязательно материальные вещи, это могут быть эмоции. Очень частое ожидание от влюбленности – «ты сделаешь меня счастливой». Часто это женский посыл: я такая одинокая, несчастная, вот он сейчас придет, он мне даст… Список может быть любым: стабильность, статус, какое-то благополучие, какие-то гарантии, эмоции. И тогда не важно  кто, важно, чтобы давал.

Это нередкая проблема. А потом выясняется через некоторое время, что он что-то из этого дает, что-то нет, и если он дает не столько, сколько хочется, то зачем он такой нужен? Ведь что-то приходится терпеть, а если он не дает того, что я ждала, зачем он мне? А почему так? Потому что он как личность, как субъект не имеет для меня самостоятельной ценности, я не узнала  его, не полюбила  его. Такие товарно-денежные отношения. Рано или поздно такие отношения станут под вопрос, если там нет ценности другого, знания другого, любви к личности.

И то же самое очень часто происходит в отношениях с Богом. Я не знаю, кто Ты, какой Ты, какой Ты на самом деле, как Ты на самом деле меня любишь, как Ты на самом деле обо мне заботишься, чего Ты на самом деле для меня хочешь. Ты, будь любезен, мне давай! Ах, не даешь? Тогда Ты не нужен!

Еще одна ложная мотивация – патриотическая, культуральная: я русский – поэтому православный. При этом  кто такой  Бог, зачем Он мне, часто такой вопрос даже не стоит. Как, знаете, если я не ошибаюсь, у нас в стране по результатам соцопроса православных больше, чем крещеных и уж куда больше, чем тех, кто ходит в храм и т.д.

Бывает еще такая мотивация, например, когда человек тревожный, у него может быть даже обсессивно-компульсивное расстройство, тогда, чтобы снизить тревогу, нередко человеку помогает что-то сделать, поставить галочку. Руки помыл – тревога снизилась. Или в Церковь сходил, галочку поставил и успокоился. Я могу думать, что живу духовной жизнью, а на самом деле я свою тревогу снял, удовлетворил запрос на свою хорошесть и т.п.


Фото с сайта orthphoto.net

– Таким образом получается, что любая мотивация жизни в Церкви, как бы благочестиво она ни выглядела, кроме искания Самого Бога и любви к Нему, ложная?

– Получается, что так, хотя это не значит, что все остальные мотивации априори плохие, просто важны приоритеты, иерархия. Нормально что-то у Бога просить или любить православное культурное наследие – нет ничего плохого в этом. Проблема начинается тогда, когда нет главного и второстепенное встает на его место.

И еще: я не думаю, что можно любить того, кого ты не знаешь – раз, и очень трудно любить не взаимно – два. Но если поставить себе цель: я должен любить Бога – тоже легко все превратить в формализм и лицемерие. Некоторые авторы считают, что только после того, как ты встретишься с любовью Бога к тебе конкретно (не ко всему человечеству, а ко мне лично, с моими слабостями, недостатками и проч.), только после этого можно начинать говорить о любви к Богу и ближнему. То есть сначала надо позволить Богу себя любить, а потом эта Любовь начнет тебя преображать, менять изнутри, а не по долженствованию, потому что «надо» стать другим, вырасти в нового человека и проч.

Могут быть разные ложные мотивации, но главная принципиальная проблема в том, что при ложной мотивации невозможны личные отношения с Богом. И тогда, если их нет, рано или поздно кризис наступит. Рано или поздно может произойти взрыв поиска себя, поиска чего-то живого и настоящего, возможно, через протест. Как подростки в худшем случае уходят в криминальную среду, так человек может уйти в антицерковную пропаганду, в секту.

Процесс переосмысления может быть вызван, в том числе, потребностью в поиске своей идентичности. Я не хочу сказать, что всегда, когда человек уходит из стен Церкви, это здоровый процесс, поиск идентичности, не всегда это процесс, аналогичный подростковому, связанный с поиском себя и живого Бога, но в ряде случаев это так. Я знаю такие примеры. Это не значит, что живого Бога нет в Церкви, это может так переживаться потому,

Добавить комментарий

3 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества