Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

А во что я верю?

 

Фото с сайта orthphoto.net
 – Обычно антицерковный бунт приходится на подростковый период, когда в процессе переоценки ценностей, заложенных родителями, молодой человек пытается понять, а что же ценно для него самого? Или чуть позже – так называемый студенческий бунт, когда складывается личность, мировоззрение, и снова происходит ревизия ценностей.

Но бывает и так, что в зрелом возрасте происходит некий экзистенциальный надлом у человека, церковного с пеленок. Часто это момент жизненного провала, кризиса, когда человек, будучи раздавлен жизненными испытаниями, вместо Любящего Отца видит в Небе кулак преследователя и спрашивает себя: а во что я верю? Я молю, а Бог молчит, я страдаю, а Он безмолвствует. Так есть ли Он? И правда ли то, чему меня учили родители?

Ситуация, не такая уж редкая сегодня. Не углубляясь в частные случаи, возможно ли говорить о каких-то ошибочных матрицах, заложенных, может быть, родителями или другими людьми, оказавшими влияние на духовное мировосприятие человека? И что, с психологической точки зрения, может привести зрелого человека к духовному кризису?

– Я бы в этой проблеме выделила  два аспекта Один касается образа Бога , то есть Того, с кем я на самом деле встречаюсь, когда, как Вы говорите, вижу в Небе кулак. Понятно, что мы до конца не свободны от своих проекций, искажений, кто из нас может сказать, что видел Бога Живого? Но все-таки есть пример очень явных искажений и их легко обнаружить.

Не нужно быть духоносным старцем, чтобы видеть, что у человека есть, порой, очень серьезное искажение образа Бога, в частности, когда Он представляется как фигура крайне директивная, оценивающая, карающая, наказующая. Мы об этом еще поговорим подробнее.

Мотивация

И второй аспект.  Что лежит в основе того, что человек находится в Церкви, все соблюдает? Что было до кризиса? Какова  мотивация религиозности, пребывания в Церкви ? Какая была основа, фундамент этого, условно скажем, религиозного поведения? Поведение – вещь объективная. Вот человек ходит в храм, участвует в таинствах. А какова внутренняя составляющая, прежде всего, мотивационная? Что за этим стоит?

И здесь, прежде чем мы рассмотрим различные ложные, тупиковые мотивации религиозности, следует обратить внимание на очень важную проблему.

Личные отношения с Богом

Нередко так бывает, что на первое место не ставятся личные отношения с Богом. Мало того, есть традиции внутри Православия, которые пресекают любые помыслы пасомого о каких-то личных отношениях с Небесным Отцом. Духовник может говорить: «Нет у тебя никакой духовной жизни», «что ты о себе возомнил?», «ты в ереси, в прелести». Вот эта тема прелести, недоверия себе, своим чувствам, своим наблюдениям, увы, не такая уж редкая.

Вы спросите: что значит «личные отношения с Богом»? Это, когда я вижу какие-то ответы, я вижу участие Бога в моей жизни. Часто говорят, что надо благодарить Бога за то, что Он о нас заботится. Но надо  видеть, как Он обо мне заботится, видеть Его действия в моей жизни. Это могут быть, например, ответы на молитвы. Если хоть пару раз или даже раз в жизни такое было, это уже очень ценный опыт. Или это может быть какое-то видение через обстоятельства, как Бог вмешивается в мою жизнь.

Может быть, какой-то молитвенный опыт, когда человек размышляет над страницами Евангелия и думает о том, как это приложимо к его жизни, и в какой-то момент слышит ответ, осознает, как те или иные слова отзываются конкретно мне, и что  мне Господь хочет сейчас сказать через то или иное Слово.

Вообще, сфера общения человека с Богом предельно интимная, о ней трудно говорить. Равно как и о близких отношениях – супружеских, детско-родительских трудно говорить, препарировать их. Знаете, когда-то в терапевтической группе одной моей клиентке было трудно делиться своими духовными переживаниями, и она высказала такую мысль: интимное – это же не про постель, это про отношения с Богом. Я с ней полностью согласна.

Теперь о мотивациях.  Неподлинная религиозная мотивация  – одна из причин кризиса веры, может быть, даже ухода из Церкви. К сожалению, так бывает и, может быть, нередко, что в Церковь человек входит как в социальный институт, систему норм и правил, мировоззренческую систему. Там может быть очень много чего привлекательного, косвенно мотивирующего. Например, мощный культурный слой: если человек интеллектуальный, его влечет богатейшее церковное наследие – и литературное, и художественное, и музыкальное. И все это неплохо, если занимает свое место, не становится главным в иерархии.

 

Инфантильность и доверие себе

Или еще одна частая мотивация – это желание готовых ответов. И это очень серьезная проблема, когда человек уходит от ответственности, не желает принимать ответственность на себя за свою жизнь, свои решения. Это очень удобно, когда ты приходишь, и тебе дают систему готовых ответов: что нужно делать, как нужно себя вести. Это очень здорово может подпитывать инфантильную позицию под очень благообразным предлогом. Ведь выглядит все крайне благочестиво: «Я отрекаюсь своей воли», «я ничего не могу решать, потому что я прах земной, человек, ничего не стоящий, никто, поэтому я буду слушаться».

Кого? Ну, духовника, в данном случае. Потому что если пытаться слушаться Евангелия, то это безумно сложно. В Евангелии нет предельно прямых готовых ответов на все случаи жизни, и требуется особая внутренняя работа и те самые личные отношения с Богом, чтобы смочь услышать Евангелие в приложении к себе конкретно. Это тяжело и не везде это практикуется. Все зависит от того, в какую традицию человек попал. И тогда очень удобно скинуть ответственность и, по сути дела, не меняться.

Знаете, все эти байки, возможно более актуальные в начале 90-х: «Батюшка, какого цвета юбку благословите купить?» Ведь это полная безответственность, человек ничего не решает, он все спрашивает и выполняет. И самое ужасное в этом, что он убежден в своей правильности.

Кто из нас без инфантильности в те или иные периоды жизни или в том или ином состоянии? Кому из нас не хочется порой

Страницы

  • 1

Добавить комментарий

10 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями