Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: Page 3 of 7

од­ной сто­ро­ны по­ка­зать, что Он при­шел на зем­лю ра­ди греш­ных:  «Я при­шел, – го­во­рил Он, – при­звать не пра­вед­ни­ков, а греш­ни­ков к по­ка­я­нию»  (Лк.5:32), и из невер­ных языч­ни­ков со­здать Се­бе Цер­ковь вер­ную; с дру­гой сто­ро­ны – дабы яв­но бы­ло, что Он ми­ло­сти­во взи­ра­ет на сми­рен­ных, от­вер­жен­ных и уни­чи­жен­ных, а не гор­дых и знат­ных. Ибо ко­гда Бог-Сло­во вос­хо­тел сой­ти небес к греш­ни­кам, то с вы­со­ты сла­вы Сво­ей взи­рал, где бы­ло бо­лее греш­ни­ков, и в Иудее уви­дел Он иеру­са­лим­лян, счи­тав­ших се­бя пра­вед­ни­ка­ми и оправ­ды­вав­ших се­бя пред людь­ми, а га­ли­ле­ян все­ми пре­зи­ра­е­мых и счи­тав­ших­ся греш­ны­ми бо­лее всех дру­гих. Итак, ми­но­вав мни­мо Свя­тую Иудею, Гос­подь со­шел в мни­мо греш­ную Га­ли­лею, ми­но­вав и Иеру­са­лим, сей ве­ли­кий, по­чи­та­е­мый и слав­ный го­род; Он со­шел в На­за­ре­те, го­ро­док убо­гий и пре­зи­ра­е­мый, из­би­рая для Се­бя в сем ми­ре по­след­нее ме­сто и сми­ря­ясь да­же до об­ра­за ра­ба и греш­ни­ка.

Ума­лен был На­за­рет, но ка­кой ве­ли­кой бла­го­да­ти Он спо­до­бил­ся! Все про­чие боль­шие го­ро­да из­ра­иль­ские, до неба воз­нес­ши­е­ся, не мог­ли се­го удо­сто­ить­ся. В убо­гом На­за­ре­те – выс­шая всех свя­тых ан­ге­лов Де­ва, чре­во Ко­то­рой невме­сти­мый Хри­стос-Бог про­стран­нее небес со­тво­рил. Сю­да ар­хан­гел Гав­ри­ил по­сы­ла­ет­ся, здесь Дух Свя­той осе­ня­ет, здесь Бог-Сло­во во­пло­ща­ет­ся; ибо где сми­ре­ние, там и сла­ва Бо­жия вос­си­я­ет. Го­ро­да гор­дые не угод­ны бы­ли Хри­сту, а сми­рен­ные при­ят­ны Ему. В бес­слав­ном го­ро­де На­за­ре­те Хри­стос за­чал­ся, а в слав­ном го­ро­де Иеру­са­ли­ме Его рас­пя­ли. В ма­лом Вифли­е­ме Он рож­да­ет­ся, в ве­ли­ком Иеру­са­ли­ме Его пре­да­ли на смерть. В сми­рен­ных Гос­подь яв­ля­ет­ся, а гор­дые го­нят Его от се­бя.

Свя­той Ан­дрей Крит­ский [11] о нис­по­сла­нии ар­хан­ге­ла к Пре­чи­стой Де­ве го­во­рит так: «Еди­но­му из пер­вей­ших Сво­их Ан­ге­лов Бог по­веле­ва­ет воз­ве­стить тай­ну и, ма­но­ве­ни­ем Сво­е­го ве­ли­чия, как бы так ве­ща­ет: «Гав­ри­ил! Иди в На­за­рет, го­род Га­ли­лей­ский: в нем жи­вет От­ро­ко­ви­ца Де­ва Ма­рия, об­ру­чен­ная му­жу, по име­ни Иоси­фу». «Иди, – го­во­рит Гос­подь, – в На­за­рет». Ра­ди че­го же? Ра­ди то­го, что Все­выш­ний при­ем­лет во­жде­лен­ней­шую кра­со­ту дев­ства, как бла­го­вон­ней­шую ро­зу из стра­ны тер­ни­стой. «Иди в На­за­рет», чтобы ис­пол­ни­лось про­ро­че­ство:  «он На­зо­ре­ем на­ре­чет­ся»  (Мф 2:23). Кто же на­ре­чет­ся На­зо­ре­ем? Тот, Ко­го На­фа­наил на­зо­вет впо­след­ствии Сы­ном Бо­жи­им и Ца­рем Из­ра­иле­вым. По­сы­ла­ет­ся Гав­ри­ил, ко­то­ро­му и преж­де по­веле­ва­е­мо бы­ло воз­ве­щать бо­же­ствен­ные тай­ны, как о сем яс­но ска­за­но в кни­ге про­ро­ка Да­ни­и­ла. «Иди в На­за­рет, го­род Га­ли­лей­ский», – го­во­рит Бог Гав­ри­и­лу и, при­шед­ши ту­да, бла­го­ве­сти Де­ве ра­дость, ко­то­рую неко­гда утра­ти­ла Ева. Бе­ре­гись, чтобы не сму­тить Ее; ибо сие при­вет­ствие твое – знак ра­до­сти, а не пе­ча­ли, уте­ше­ния, а не сму­ще­ния. И мо­жет ли быть для че­ло­ве­че­ско­го ро­да ра­дость выс­шая той, что есте­ство че­ло­ве­че­ское со­еди­нит­ся с есте­ством Бо­жи­им и, по при­чине се­го со­еди­не­ния в Еди­ном Ли­це, со­де­ла­ет­ся еди­ным с Бо­гом! Мо­жет ли что быть изу­ми­тель­нее, как ви­деть Бо­га, сми­рив­ше­го Се­бя до то­го, чтобы быть но­си­мым в утро­бе жен­ской? О, по­ра­зи­тель­ное чу­до! Бог, Ко­то­ро­му небо пре­стол, а зем­ля под­но­жие ног [12], Бог, Ко­то­ро­го не вме­ща­ют небе­са, Ко­то­рый Един со От­цом раз­де­ля­ет пре­стол веч­но­сти, – вме­ща­ет­ся в де­ви­че­ской утро­бе! Мо­жет ли что быть уди­ви­тель­нее, как ви­деть Бо­га во об­ра­зе че­ло­ве­че­ском, не раз­лу­ча­ю­ще­го­ся в то же вре­мя и с Сво­им Бо­же­ством, и есте­ство че­ло­ве­че­ское ви­деть со­еди­нен­ным с есте­ством сво­е­го Со­зда­те­ля, дабы Бог явил­ся со­вер­шен­ным и все­це­лым че­ло­ве­ком?

Гав­ри­ил, про­дол­жа­ет св. Ан­дрей Крит­ский, – вы­слу­шав Бо­же­ствен­ное ве­ща­ние и при­няв по­ве­ле­ние, под­твер­жден­ное ма­но­ве­ни­ем Бо­жи­им, но пре­вы­ша­ю­щее си­лы его, на­хо­дил­ся меж­ду стра­хом и ра­до­стью. Не со­зна­вая се­бя до­стой­ным к ис­пол­не­нию Бо­же­ствен­но­го по­ве­ле­ния, но не дер­зая и ослу­шать­ся его, он, по­ви­ну­ясь гла­су Бо­жию, от­ле­тел к Де­ве и, до­стиг­нув На­за­ре­та, оста­но­вил­ся при вхо­де в дом Иоси­фа. Недо­уме­вая и раз­мыш­ляя сам в се­бе, он как бы так рас­суж­дал: «Как при­сту­пить к ис­пол­не­нию по­ве­ле­ния Бо­жия! Вой­ти ли сра­зу по­спеш­но? Но то­гда я мо­гу воз­му­тить спо­кой­ствие Де­вы. Вой­ти ли мед­лен­нее? Но то­гда Де­ва, ощу­тив мое при­сут­ствие, вос­хо­чет скрыть­ся. По­сту­чать­ся ли в дверь? Но сие несвой­ствен­но ан­ге­лам: ибо для бес­плот­ных нет ни­че­го за­пер­то­го и воз­бра­ня­ю­ще­го вход. От­во­рить ли дверь? Но я мо­гу вой­ти и чрез за­тво­рен­ные две­ри. На­звать ли Де­ву по име­ни? Но сим мо­гу ис­пу­гать Ее. Вой­ду луч­ше ти­хо и бу­ду при­вет­ство­вать Ее с кро­то­стью, как и по­ве­лел мне По­слав­ший ме­ня. Но что я нач­ну го­во­рить Де­ве? Воз­ве­щу ли Ей преж­де все­го ра­дость, или ска­жу, что Сам Бог име­ет вме­стить­ся в Ней, что Дух Свя­той най­дет на Нее, и си­ла Выш­не­го осе­нит Ее! Воз­ве­щу Ей преж­де все­го ра­дость, а там по­ве­даю и та­ин­ство чу­дес­ное. При­ступ­лю к Ней и ра­дост­но вос­пою при­вет­ствие: «Ра­дуй­ся! Ве­се­лись! Уте­шай­ся!» Сии сло­ва бу­дут са­мым при­лич­ным на­ча­лом мо­ей бе­се­ды с Де­вою. Она то­гда уже не ис­пу­га­ет­ся, и по­мыс­лы не сму­тят Ее. По­се­му нач­ну свое бла­го­ве­стие так: преж­де все­го при­не­су Ей весть ра­до­сти и ве­се­лия, та­ко­вы­ми сло­ва­ми долж­но при­вет­ство­вать Ее, как Ца­ри­цу: ибо сие есть со­бы­тие ра­до­сти, вре­мя ве­се­лья, цар­ство ми­ра, со­вет Бо­жий о спа­се­нии, на­ча­ло уте­ше­ния.

Ви­ди­те ли, с ка­ким бла­го­го­ве­ни­ем при­хо­дит Ар­хан­гел к Бо­го­от­ро­ко­ви­це, с сколь ве­ли­ким тре­пет­ным по­чте­ни­ем при­го­тов­ля­ет­ся при­сту­пить к Вла­ды­чи­це все­го ми­ра,

Добавить комментарий

1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества