Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В изложении святителя  Димитрия Ростовского

Ко­гда на­сту­пи­ла пол­но­та вре­ме­ни и при­бли­жа­лось вре­мя из­бав­ле­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го чрез Бо­же­ствен­ное во­че­ло­ве­че­ние, дол­жен­ство­ва­ло, чтобы на­шлась та­кая чи­стая, непо­роч­ная и свя­тая де­ва, ко­то­рая бы до­стой­на бы­ла во­пло­тить бес­плот­но­го Бо­га и по­слу­жить де­лу на­ше­го спа­се­ния. И та­кая де­ва на­шлась: де­ва – чи­стей­шая вся­кой чи­сто­ты, пре­не­по­роч­ней­шая несрав­нен­но бо­лее вся­ко­го ра­зум­но­го со­зда­ния, свя­тей­шая вся­кой свя­ты­ни, пре­чи­стая и пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия, от­расль свя­тых, пра­вед­ных Бо­го­от­цев Иоаки­ма и Ан­ны, плод ро­ди­тель­ских мо­литв и по­ще­ний, дочь от ро­да цар­ско­го и ар­хи­ерей­ско­го. На­шлась на ме­сте свя­том, в церк­ви Со­ло­мо­но­вой, Она – дол­жен­ство­вав­шая Са­ма быть оду­шев­лен­ною цер­ко­вью Бо­жи­ей. Внут­ри хра­ма, в свя­ти­ли­ще, име­но­вав­шем­ся «Свя­тая Свя­тых», на­шлась Та, Ко­то­рая име­ла ро­дить всех свя­тых свя­тей­шее сло­во (Из цер. служб). Там, с вы­со­ты сла­вы цар­ствия Сво­е­го, при­з­рел Гос­подь на сми­ре­ние ра­бы Сво­ей и из­брал Ее, пре­диз­бран­ную из всех ро­дов, в Ма­терь Сво­е­му Пред­веч­но­му Сло­ву.

Из до­сто­вер­ных по­вест­во­ва­ний свя­тых мы узна­ем, что еще до ар­хан­гель­ско­го бла­го­ве­ще­ния Ей бы­ло та­ин­ствен­но пред­воз­ве­ще­но во­пло­ще­ние от Нее Бо­га – Сло­ва. Жи­вя в хра­ме око­ло две­на­дца­ти лет, Пре­чи­стая Де­ва упраж­ня­лась не толь­ко в непре­стан­ной бо­го­мыс­лен­ной мо­лит­ве и по­все­днев­ном ру­ко­де­лии, но и в чте­нии книг Бо­же­ствен­ных, по­уча­ясь в за­коне Гос­под­нем день и ночь. Свя­той Епи­фа­ний [1] и Ам­вро­сий [2] пи­шут о Ней, что Она от­ли­ча­лась необык­но­вен­ным умом, лю­би­ла учить­ся и при­ле­жа­ла к чте­нию Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния. Цер­ков­ный ис­то­рик Ге­ор­гий Кед­рин [3] по­вест­ву­ет о Ней, что еще при жиз­ни Сво­их ро­ди­те­лей Она хо­ро­шо изу­чи­ла ев­рей­ские кни­ги. Чи­тая ча­сто, в про­ро­че­стве Ис­а­ии, сло­ва:  «Сам Гос­подь даст вам зна­ме­ние: се, Де­ва во чре­ве при­и­мет, и ро­дит Сы­на, и на­ре­кут имя Ему: Ем­ма­ну­ил»  (Ис.7:14)[4], Она вос­пла­ме­ня­лась го­ря­чею лю­бо­вью не толь­ко к име­ю­ще­му прий­ти ожи­да­е­мо­му Мес­сии, но и к оной Де­ве, Ко­то­рая пред­на­зна­че­на за­чать и ро­дить Его. При сем Она раз­мыш­ля­ла и о том, сколь ве­ли­ко до­сто­ин­ство со­де­лать­ся Ма­те­рию Ем­ма­ну­и­ла [5], Сы­на Бо­жия, и сколь неиз­ре­чен­но сие та­ин­ство, чтобы Де­ва бы­ла Ма­те­рью. Ве­дая из про­ро­честв, что вре­мя при­ше­ствия Мес­сии при­бли­зи­лось, что ски­петр уже взят от Иуды и сед­ми­цы Да­ни­и­ло­вы окан­чи­ва­лись, Она по­ла­га­ла, что долж­на уже ро­дить­ся на свет Та, пред­воз­ве­щен­ная Ис­а­и­ею, Де­ва, и ча­сто из глу­би­ны серд­ца воз­ды­ха­ла и мо­ли­лась в Се­бе, дабы Бог спо­до­бил Ее ви­деть сию Де­ву и, ес­ли бы бы­ло воз­мож­но, быть у Нее хо­тя бы по­след­нею ра­бою.

Од­на­жды, ко­гда по обык­но­ве­нию Сво­е­му Она сто­я­ла на по­лу­нощ­ной мо­лит­ве и воз­но­си­ла к Бо­гу та­ко­вые пла­мен­ные же­ла­ния, вне­зап­но свы­ше вос­си­ял на Нее необык­но­вен­ный свет и об­ли­стал Ее. Из сре­ди­ны се­го све­та раз­дал­ся го­лос, го­во­ря­щий Ей:

– Ты ро­дишь Сы­на Мо­е­го!

Невоз­мож­но вы­ра­зить сло­ва­ми ту ра­дость, ко­ею пре­ис­пол­ни­лась Пре­свя­тая Де­ва, и то­го чув­ства, с ко­им Она по­кло­ни­лась до зем­ли, воз­да­вая Бо­гу Твор­цу Сво­е­му Свою бла­го­дар­ность Так  «при­з­рел» Гос­подь «на сми­ре­ние ра­бы Сво­ей»  (Лк.1:48). Та, Ко­то­рая, из люб­ви к Бо­гу, же­ла­ла по­слу­жить чи­стой Ма­те­ри Мес­сии, спо­до­би­лась Са­ма быть Ему Ма­те­рью и Гос­по­жею вся­ко­го со­зда­ния. Сие от­кро­ве­ние бы­ло Ей на две­на­дца­том го­ду Ее жиз­ни, за два го­да до Ее об­ру­че­ния, и сей тай­ны Она ни­ко­му не от­кры­ва­ла до са­мо­го воз­не­се­ния Гос­под­ня. По­сле се­го от­кро­ве­ния Ей ста­ло из­вест­но, что в Ее де­ви­че­ской утро­бе име­ет быть та­ин­ство за­ча­тия, и Она жда­ла вре­ме­ни, ко­гда долж­но бы­ло со­вер­шить­ся со­бы­тие се­го та­ин­ства.

Ко­гда, по сви­де­тель­ству свя­то­го Ево­да [6], ис­пол­ни­лось один­на­дцать лет пре­бы­ва­ния Пре­свя­той Де­вы в хра­ме Со­ло­мо­но­вом и на­сту­пил две­на­дца­тый год, а по сви­де­тель­ству Ге­ор­гия Кед­ри­на, Ей ис­пол­ни­лось че­тыр­на­дцать лет от ро­ду, ар­хи­ерей и свя­щен­ни­ки ста­ли при­ка­зы­вать Ей, чтобы Она, по обы­чаю за­кон­но­му, пе­ре­се­лясь из хра­ма в дом, по­доб­но дру­гим де­ви­цам Ее лет, вы­шла за­муж. Но Она им от­ве­ча­ла, что Она еще от пе­лен от­да­на ро­ди­те­ля­ми еди­но­му лишь Бо­гу, и Ему обе­ща­ла со­хра­нить на­все­гда Свое дев­ство, а по­то­му и невоз­мож­но Ей со­че­тать­ся с че­ло­ве­ком смерт­ным, и ни­что в све­те не при­ну­дит Ее всту­пить в брак, так как Она по­свя­ти­ла дев­ство Сво­е­му бес­смерт­но­му Бо­гу.

Ар­хи­ереи уди­ви­лись но­во­сти се­го обе­та, ибо не бы­ло еще на зем­ле ни од­ной де­ви­цы, обе­щав­шей Бо­гу на­все­гда со­хра­нить свое дев­ство, и Она яви­лась в ми­ре пер­вою в сем от­но­ше­нии. Они ста­ли со­ве­то­вать­ся меж­ду со­бою, как им по­сту­пить Они не хо­те­ли, чтобы Она про­дол­жа­ла жить при хра­ме, не хо­те­ли да­же пус­кать Ее бо­лее в храм Гос­по­день за внут­рен­нюю за­ве­су, но в то же вре­мя не сме­ли об­ру­чить му­жу де­ву, обе­щав­шу­ю­ся Бо­гу, и недо­уме­ва­ли, как бо­го­угод­но устро­ить Ее без­брач­ную, де­ви­че­скую жизнь так, чтобы не про­гне­вать Бо­га. Они по­чи­та­ли за ве­ли­кий грех и то, и дру­гое: и при­нуж­дать к бра­ку де­ву, обе­щав­шую Бо­гу веч­ное дев­ство, и дер­жать во «Свя­тая Свя­тых» де­ву, до­стиг­шую со­вер­шен­но­го воз­рас­та. Свя­той Гри­го­рий Нис­ский [7] го­во­рит о сем так: «по­ка Она бы­ла еще в юных ле­тах, иереи со­блю­да­ли Ее, по­доб­но то­му, как Са­му­и­ла во хра­ме; Но ко­гда Она до­стиг­ла со­вер­шен­но­го воз­рас­та, то они со­ве­то­ва­лись меж­ду со­бою: что им да­лее с Нею де­лать, чтобы не про­гне­вать Бо­га». Цер­ков­ный ис­то­рик Ни­ки­фор Кал­лист [8] по­вест­ву­ет

Добавить комментарий

1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества