Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

Воспитание детей. Отечник №2.: Page 13 of 16

память обогащается опытами добродетелей и мудрыми наставлениями. Дурные товарищества противны будут душе, ознакомившейся мыслию и сердцем с сообществом святых.

Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, и мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, - не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?
Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они при нужде и бедности со слезами на глазах говорят: "Что делать? Буди воля Божия"; при опасности: "Бог милостив"; при трудных обстоятельствах: "Бог поможет"; при успехе и радости: "Слава Богу, Бог послал". Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Не есть ли это живое учение о Боге и Его свойствах? И так как для детей нет ничего выше и дороже родителей, а родители с любовию и благоговением исповедуют, что они сами все имеют от Бога и во всем надеются на Бога, что Он есть общий и всеблагий Благодетель всех: то не ощутят ли дети и не поймут ли, что "все Богом живут и движутся и существуют", и затем не полюбят ли Бога?

Навык к напряжению воли, требуемому подвигами добра, приобретается не иначе как с малых лет... Где же, в какой человеческой системе воспитания вы найдете столько предметов для упражнения воли, такую близость их ко всякой доброй деятельности и такое приспособление ко всем возрастам и состояниям, как в божественном училище Православной Церкви? И замечательно, что все эти упражнения от большей части людей просвещенных ныне подвергаются нареканиям.
Зачем, говорят, дитя рано будить и заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей, терпению в подвиге, без чего не совершается ни одно доброе дело.
Зачем детям в храме всегда выслушивать одно и то же? Затем, что в православном богослужении, которое поверхностному взгляду представляется только повторением одного и того же, заключается неисчерпаемое обилие впечатлений и истин, позывающих и располагающих нас к духовному совершенству, внушений и примеров, пристыжающих наше нерадение о добродетели и нашу леность.
Зачем во вред здоровью заставлять детей употреблять грубую и непитательную пищу или надолго оставаться без пищи? Затем, чтобы приучить их подвергать себя лишениям и мужественно выносить их, без чего не обходится ни один подвиг, ни христианский, ни общественный. 

Старец Алексий Зосимовский

Он рекомендовал приучать детей соблюдать пост с двух с половиной лет, "чтобы в три года они уже знали, что такое среда и пятница". 

Протоиерей Алексей Мечев

Не одобрял батюшка, когда родители, стремясь в церковь, оставляли детей одних, без призора. Воспитание детей он ставил выше других благочестивых занятий. Благословляя мать с ребенком и указывая на младенца, он ей внушительно говорил: "Вот здесь твои и Киев, и Иерусалим".
"Запрет, бывало, нас мать, двоих малышей, в комнате и уйдет в церковь, - рассказывала одна из духовных детей батюшки. - Проходя по храму с каждением и увидев ее, батюшка тут же строго отсылал ее домой".

Одним из вопросов, которых касались батюшкины беседы, был вопрос о браке и воспитании детей. Готовящимся быть отцами и матерями и самим матерям и отцам он указывал, что вопрос о христианском браке и христианском воспитании в наше время, время отрицания всего на свете, является самым злободневным и важным: "Вступая в брак, христианские родители должны думать не только о своем личном счастье, но и о будущем своих детей, о том, чтобы воспитать в них христиан, полезных Церкви и обществу. Но к сожалению, многие родители совсем не задумываются над воспитанием в своем ребенке человека-христианина. Они думают о его будущности в сферах внешних отношений, представляют его врачом, инженером, литератором, отдают его в соответствующее учебное заведение и думают, что этим ограничивается их забота о ребенке. Но в то же время мы видим, как часто в жизни внутренней, духовной дети предоставлены или гувернанткам, или самим себе. Не говоря уже о том, что многие дети вырастают буквально на улице; даже те, на которых обращено внимание родителей, подвергаются сплошь и рядом влиянию окружающей среды, дурных товарищей и постепенно сходят с нормального пути развития.
Откуда это множество мальчиков, с тринадцати-четырнадцати лет пьющих, курящих, развратничающих? Откуда эти девочки, едва вышедшие из пеленок и уже накрашенные, нарумяненные, подвитые? Это плоды небрежного отношения родителей к воспитанию. Сколь же гибельно это отзывается на Церкви, которая в каждой вновь появившейся на свет человеческой душе чает видеть ревностного и усердного сына своего?"
По мнению батюшки, в этом сложном и трудном деле воспитания не должно быть как нерадения, так и чрезмерной строгости и сухости. Он поддерживал это мнение многочисленными и сильными примерами и из воспоминаний своего детства и своей матери, и из личного опыта и практики. Он постоянно говорил, что созидающим началом должна быть любовь и чуткость матери к своим детям. Мать должна быть первым и верным другом своего ребенка; истинная любовь всегда найдет верный путь к детской душе, не давая ей замкнуться, но и не потакая дурным наклонностям.
Воспитание, говорил батюшка, должно быть христианским, с одной стороны, и церковным - с другой. Мало внушать ребенку понятия о Боге и бессмертии, стараться возгревать в нем чувство долга или говорить о необходимости любви к Богу и людям. Все это очень трудно достигается без параллельно идущего воспитания церковного. Богослужение, оставляя глубокие следы на впечатлительной детской душе, придает отвлеченным богословским истинам окраску реальную, жизненную, делает их более близкими и понятными. Воспитанный таким образом ребенок, знакомый с Господом чуть ни с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью отправиться в жизненный путь, нежели ребенок,


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества