Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: Page 48 of 49

особенно храмового праздника, не обходилось без принесения в храм праздничного канука - колива и меда.

У нас теперь кутия сделалась принадлежностью исключительно заупокойного богослужения и совершение чина над кутией в праздники может вызвать только смущение, хотя следовало бы принять меры к его восстановлению. Но применительно к этому чину в конце праздничной литургии может быть совершаемо краткое моление в таком, примерно, порядке.

После заамвонной молитвы все служащие исходят на средину храма к поставленному здесь аналою с праздничной иконой. Как при совершении чина над кутией, поют в праздники Господские и Богородичные тропарь, Слава и ныне, кондак; в праздники святых - тропарь, Слава - кондак, И ныне - Богородичен воскресный во глас кондака. Затем - после соответствующего диаконского возглашения предстоятель читает молитву празднику (см. книгу "Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым..." Петроград 1915) После молитвы поется величание, во время которого священнослужители прикладываются к иконе праздника. За величанием следует Буди имя Господне, и обычное окончание литургии. Аналой с праздничной иконой поставляется так, чтобы богомольцы, подходя ко кресту, могли приложиться к иконе. 

375 Типикон, глава 2, в конце Чин о панагии, бываемой во обителях во вся дни.

По воспоминанию о том, что первый раз Таинство Причащения совершено во время трапезы на Тайной вечери, и о обыкновении первых христиан соединять Евхаристию с вечерями любви, наш церковный Устав рассматривает трапезу как продолжение богослужения, как завершение литургии.

Но кроме воспоминаний исторических есть и другие серьезные причины, по которым Устав церковный старается насколько возможно сократить окончание литургии, устранить всякие дополнительные моления после нее (даже последняя заключительная служба суточного богослужения - 9-й час - относится к вечеру) и приблизить трапезу к причащению. Эта причина - материнская забота Церкви о своих чадах, ее снисхождение к нашим немощам.

Совершившие долгий труд молитвенный, присутствовавшие (предполагается) за всеми продолжительными службами утренними и дневными (полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и литургия с различными молебствиями, которые могли быть после утрени и перед литургией), исполнившие, кроме того, и келейное правило, усиленное для причастников, пребывавшие долгое время неядшими, теперь нуждаются и в подкреплении сил телесных. Поэтому, лишь только вкусили они Пищи небесной или приняли антидор, как почти сейчас же Церковь приглашает их к трапезе со снедениями земными, тоже во славу Божию предлагаемыми. Ввиду этого после причащения возносятся лишь немногие заключительные и благодарственные моления. Даже благодарственных молитв по причащении сравнительно немного, они по крайней мере раз в 7 короче последования ко причащению. Псалом 33 в конце литургии нужен ради раздаяния антидора, как и псалом 144 по отпусте для того, чтобы со священным пением совершать исхождение (своего рода литию) из храма в трапезу. И молитвословия перед началом трапезы сокращены до минимума. Здесь нет и особого начального возгласа - он и не нужен, ибо это продолжение богослужения, начатого в храме. Здесь поется всего одна "Молитва трапезы" "Отче наш", затем краткое благословение ястий и питий и вкушение их при чтении житий святых или святоотеческих поучений. Зато по вкушении, когда все отдохнули и подкрепились, совершается довольно сложный и сравнительно не краткий чин о панагии, в состав которого, кроме специально благодарственных молитв Дающему пищу всякой плоти, Давшему и нам брашна в веселие, Насытившему нас земных благ, входит возношение просфоры в честь Богоматери, соединяемое с рядом славословий и молитвенных обращений к Ней, псалом 121, Трисвятое и ряд дневных или праздничных тропарей и, наконец, заключительное славословие Милующему и Питающему нас от Своих богатых щедрот. 

376 Трисвятое и Отче наш, а за возгласом священника, начинающегося прямо с "Приидите поклонимся", и псал. 90. 

377 Т. е. после начального возгласа - Трисвятое. 

378 У нас за последнее время отвыкли совершать панихиды накануне дня поминовения и любят совершать их в самый день поминовения. В таком случае, в соответствии с предписаниями Устава и с древней традицией, приличнее совершать панихиду пред литургией. Такое именно предписание дается в Требнике Петра Могилы: "Вестно же буди, яко аще вчера не отпеша парастас, то поутрени пред Божественной литургией поется". Требник П. Могилы, часть 1, лист 890. 

379 Т. е. так же, как и поминовение за богослужением святых угодников Божиих по имени совершается, например, на отпусте только тех, память которых в данный день празднуется, а все остальные святые поминаются лишь общей формулой "и всех святых". 

380 И название "обедня", обычно усвояемое литургии, характеризует ее, как службу непосредственно предшествующую обеду без каких-либо промежуточных богослужений. 

381 Типикон, глава 58, в конце, "зри" 1-е. 

382 Типикон и Триодион. Неделя сырная после вечерни, 2-е "зри". 

383 Если, например, кто-либо скончался а пяток 1-й седмицы Великого поста, то хотя 3-й день приходится на воскресение, когда бывает полная литургия, но поминовение 3-го дня переносится на предшествующую субботу 1-й седмицы, которая будет 2-м днем по кончине, поминовение же 9-го дня совершается в субботу 2-й седмицы, которая и фактически будет 9-м днем. Или, если кто-либо скончался, например, в субботу 1-й седмицы Великого поста, то поминовение 3-го дня совершается в субботу 2-й седмицы на 9-й день, а поминовение 9-го дня совершается в субботу 3-й седмицы, т. е. на 15-й день, хотя в самый 9-й день, который будет в неделю 2-ю Великого поста, совершается полная литургия, но на ней ради воскресного дня не может быть ничего заупокойного, ни гласного поминовения усопших и, очевидно, не должно быть и панихиды. 

384 В 5-ю субботу праздника Похвалы Богородицы со славословием, когда не может быть заупокойной литургии. А в следующие субботы - Лазареву и Великую - совсем не может быть никакого гласного поминовения усопших. 

385 Поминовение 40-го дня скончавшегося в Великом посте не может быть приурочено к великопостным субботам, так как до исполнения 40 дней от начала поста будет уже праздник Похвалы. 


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества