Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

Научно-методическое и ресурсное обеспечение преподавания истории в условиях непрерывного образования

Выступление игумена Амфилохия (Куцын), (с. Дракино) на Молинских чтениях. Саранск-2013г.

       Сегодня перед нашим обществом остро встал вопрос кризиса нравственных ценностей; налицо упадок патриотизма, а иногда и его отсутствие. Все реже можно услышать публичное признание в любви к своей родине. На мой взгляд, одна из причин такого упадка – социальная аномия, состояние общества, при котором социальные нормы поведения игнорируются большинством, когда не сформированы общие ценности. Социальная аномия обусловливает неспособность или неумение человека приподняться над ситуацией и посмотреть на неё глазами нашей тысячелетней истории, с которой мы до обидного мало знакомы. А если и знаем что-то из своего прошлого, то видим это через «красный фильтр»  советской идеологии. Идеологическая составляющая советской истории формирует представление, согласно которому всё, что было до революции 1917 года, - это темнота, бесправие, несправедливость, т.е. социальное зло. В связи с этим у современного человека создается устойчивое ощущение, что всё плохо: раньше было плохо и сейчас всё не так. И, далее, возникает закономерный вопрос: так когда же будет хорошо?!

       Слава Богу, сегодня появилась идея написания нового, общего учебника истории, в котором факты будут излагаться непредвзято и честно. Хочется верить, что наша история восстанет во всей своей былой славе, красоте и величии. При этом для современного преподавателя истории приоритетной становится задача не просто передать учащимся определенный набор знаний (и чем больше, тем лучше), но научить подрастающее поколение любить свою Великую, Могучую, Славную Родину - Святую Русь. В том числе и через получение исторических знаний. История должна сегодня предстать перед нашими детьми в самых ярких реальных красках. Необходимо акцентировать внимание на самых великих личностях, подвигами которых изобилует история Отечества. Мы должны сорадоваться с нашими предками в их победах, и сострадать им в падениях, а также обязательно извлекать из этого уроки на будущее.

       Решение данной титанически сложной задачи предполагает наличие определенной ресурсной и научно-методической базы.

       Одним из эффективных методов преподавания истории, на наш взгляд, является знакомство детей с историей через участие их самих в съёмках фильмов на историческую тематику. В Республике Мордовия наработан определенный опыт съемки подобных фильмов, о котором мне хотелось бы рассказать подробнее.

       Начиная с 2012 года воспитанники воскресных школ Краснослободской епархии принимают участие в летних палаточных лагерях. Каждая смена посвящается юбилейной дате из истории России. Так, в 2012 году лагерь был посвящен 400-летию преодоления смуты на Руси, в 2013 году – 1025-летию крещения Руси. Таким образом, мы берём за основу известное и значимое историческое событие, тщательно изучаем его на лекциях, которые читают педагоги во время лагерной смены, а параллельно, по заранее заготовленному сценарию, снимаем фильм на эту же тему. Роли исторических персонажей в этом фильме исполняют сами дети, что дает им исключительную возможность не только узнать некоторые исторические факты из определенной эпохи, но и самим погрузиться в нее, пропустить через себя, быть причастными известным, эпохальным для отечественной истории событиям.

       Разумеется, содержание лагерной смены разрабатывается с учетом возрастных особенностей и потребностей детей. Занятия не ограничиваются лекциями и съемками. Программа сбалансирована за счет включения в ежедневный план спортивных и развлекательно-досуговых мероприятий.

       В условиях палаточного лагеря нельзя проводить стандартные, продолжительные смены, поэтому успех каждого лагеря во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов, участвующих в его подготовке и проведении.

       Подготовка к лагерю начинается задолго до его начала. Дети с помощью взрослых делают своими руками необходимые реквизиты: костюмы, оружие (мечи, копья, щиты). Одновременно осуществляется и отбор участников лагеря: дети, посещающие занятия в воскресной школе, активно участвующие в подготовке смены, - первые претенденты на места в палатках. Следует отметить, что особенностью лагеря является не только особая тематика, но и то, что в нем участвуют дети одного пола - мальчики. В. Ф. Базарный отмечает, что «высшими символами нормально развивающихся мальчиков является щит и меч» [1]. С учетом этих особенностей подбирается и подается лекционный материал, планируются спортивные занятия и досуговые мероприятия стилизованные под изучаемый исторический период.

       Подготовка лагеря 2013 года для педагогов началась с разработки сценария фильма. В его основу легла книга 1913 года издания, написанная с любовью к национальному прошлому России: «Сказание о Русской земле», автором которой является действительный член Императорского Русского Военно-Исторического общества Александр Нечволодов. Концептуальная составляющая сценария соотносится с идеологическим посылом, заданным в предисловии к данному изданию: «Предлагаемая книга написана с целью дать возможность каждому русскому человеку изучить жизнь и дела своих предков в давние времена. Изучение это не только высокопоучительно, но и совершенно необходимо. Оно показывает нам, от каких смелых, мудрых и благородных людей мы происходим; какие великие труды были положены ими на создание нашей Родины, и как обильно орошена их кровью каждая пядь Русской земли. Вместе с тем, изучение это показывает нам и путь, по которому мы должны идти, чтобы исполнить священную обязанность перед потомством - сохранить для него в полной неприкосновенности святое наследие наших предков - Русскую землю» [2].

       Готовый сценарий, являющийся реконструкцией событий 1025-летней давности, рассказывающих о Крещении Руси, начинается словами: «На Киев напали печенеги. В городе Ольга с тремя малолетними внуками. Дружина на том берегу Днепра не ведала об опасности…».

       Далее на передний план выходит смелый отрок, не побоявшийся, рискуя жизнью, пройти сквозь полки печенегов, окруживших город, и, переправившись на другой берег Днепра, сообщить воеводе Петричу о том, что Киев окружён печенегами, и княгиня Ольга с внуками, среди которых был


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества