Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

Методическая копилка

Практические основы духовно-нравственного и этического воспитания.

Влада Владимировна, основываясь на примерах из своей богатой педагогической деятельности, представила аудитории целостную педагогическую систему, которая содержит три ключевых элемента: работа с детьми, работа с родителями и работа с учителями. Сложное взаимодействие этих элементов является залогом устойчивости духовно-нравственного воспитания. Несмотря на соблазны нынешнего века: телевидение, Интернет, компьютерные игры и т.п. – остается возможным и крайне востребованным православное духовно-нравственное воспитание. Послушание в семье, любовь, научение собственным примером, отвлечение от опасных увлечений вместо запрещения – залог формирования здоровой личности.
Воскресенская Влада Владимировна, педагог-психолог, преподаватель МОУ МУК г. Кстово.

Любовь к Богу и ближнему как основа духовно-нравственного воспитания.

Коваль Екатерина Александровна, кандидат философских наук, доцент Средне-Волжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
Докладчиком на основании анализа ряда учебников, разработанных для различных модулей предмета ОРКСЭ, был сделан вывод о том, что в настоящее время в рамках разных модулей осуществляется воспитание на разных базовых ценностях, в качестве которых, главным образом, фигурируют любовь, справедливость, толерантность. В православном миропонимании любовь существенно выше справедливости в иерархии ценностей, а толерантность как деятельностный принцип не характерна для православия. Однако о любови – если не о христианской, то о естественной, в том или ином объеме пишут все авторы учебников. Таким образом, любовь может стать методологическим и содержательным интегратором преподавания модулей ОРКСЭ, что позволит избежать ценностного плюрализма, поскольку он препятствует национальному единению и формированию гражданского общества. Если часть детей учится любить ближнего, часть – терпеть его, а часть – защищать свои права, нормальный процесс социального воспроизводства обеспечить крайне сложно.

Основные принципы педагогики св. прав. Иоанна Кронштадтского

Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания. Важно не количество информации, а прочность усвоенных знаний. Прочность эта, на его взгляд, обеспечивается соединением знания с живой человеческой душой. "Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно?" - задавал он вполне обоснованный вопрос.

Отче наш. Молитва Господня

Обычно при толкованиях Молитвы Господней изъясняются отдельные части (или прошения) её, а потом и отдельные слова. И я не помню, чтобы где-нибудь мне пришлось читать общий синтез (обзор или сводку) этой молитвы – т.е. её основную мысль, главный дух, который проникает все отдельные части и даёт общий тон ей. Во всяком случае я и сам нередко задавал себе этот вопрос, но не сразу находил на него ответ: отдельные, частные моления еще понимались так или иначе, но обобщить их в нечто цельное, единое, господствующее было трудно. Но если мы теперь задаёмся целью разъяснить по мере наших скудных сил эту молитву, то естественно задаться прежде всего целью вскрыть эту основную, всепроникающую мысль и дух её.

Научно-методическое и ресурсное обеспечение преподавания истории в условиях непрерывного образования

Одним из эффективных методов преподавания истории, на наш взгляд, является знакомство детей с историей через участие их самих в съёмках фильмов на историческую тематику. В Республике Мордовия наработан определенный опыт съемки подобных фильмов, о котором мне хотелось бы рассказать подробнее.
Начиная с 2012 года воспитанники воскресных школ Краснослободской епархии принимают участие в летних палаточных лагерях. Каждая смена посвящается юбилейной дате из истории России. Так, в 2012 году лагерь был посвящен 400-летию преодоления смуты на Руси, в 2013 году – 1025-летию крещения Руси. Таким образом, мы берём за основу известное и значимое историческое событие, тщательно изучаем его на лекциях, которые читают педагоги во время лагерной смены, а параллельно, по заранее заготовленному сценарию, снимаем фильм на эту же тему. Роли исторических персонажей в этом фильме исполняют сами дети, что дает им исключительную возможность не только узнать некоторые исторические факты из определенной эпохи, но и самим погрузиться в нее, пропустить через себя, быть причастными известным, эпохальным для отечественной истории событиям.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Продолжая считать и усопших такими же членами своими, как и живых, и признавая молитву об усопших как способ общения живых и умерших и как дело любви, николи же отпадающей, всегдашними, не отменным долгом живых, святая Церковь, как все вообще в поведении христианина, заботливо упорядочивает и поминовение усопших. Находящиеся в разных местах Типикона указания о поминовении представляют разработанную с большой тщательностью, единую, весьма стройную и последовательную систему.
Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершить поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву.

Подписка на RSS - Методическая копилка

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества