Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

Остров

Игумен Николай (Парамонов) настоятель Свято-Троицкой Приморской Сергиевой Пустыни под Санкт-Петербургом :

— Фильм очень хороший, очень глубокий, хотя на первый взгляд кажется очень простым. Можно говорить о том, что существуют разные уровни восприятия и толкования этого фильма (это и доказывают отклики), я бы сказал: фильм содержит разные послания к разным людям. Одно послание — к мирянам, другое — к священникам, третье — вообще к народу, четвертое — к деятелям искусства.

Главное на что почему-то не обратил внимание ни один критик, — параллелизм начала и конца в фильме «Остров». Фильм начинается сценой смерти и кончается ею. И эти две смерти совершенно разные (неважно, что первая была мнимой). Как говорят святые отцы: «Смерть все раскрывает в человеке», о том же и русская пословица — «Конец — делу венец». Та смерть, которую мы видим в начале фильма, и та, что венчает его, — полностью противоположны.

Мы знаем, как жил о. Анатолий до своей праведной кончины, весь фильм показывает его покаянное приготовление к смерти. Мы как будто бы ничего не знаем о том, как герой жил до того, когда немецкий офицер заставил его стрелять в друга, но неизбежно напрашивается вывод: его поступок был следствием его предыдущей жизни.

«Страх — это свидетельство нечистой совести», — говорят святые отцы. Молодой матрос оказывается охваченным таким животным страхом, с которым он не в силах справиться, — это говорит о том, что он был страстолюбцем. Он жил во власти каких-то страстей, которые в критическую минуту подавили его волю.

Но именно это страшное падение привело его к самопознанию, он увидел свою греховную природу, и с этого начался подвиг покаяния всей его последующей жизни. Бог попустил ему пережить этот ужас, потому что, как сказано у апостола Павла: «Кого Бог предузнал, того и предызбрал», — Богу было известно, что он сможет не отчаяться, а подъять великое покаяние.

Мне кажется, этот момент является одной из причин, по которой фильм получил такой широкий зрительский интерес. Многие люди в наше время так же одержимы страстями, так же часто «что не хотят, то и делают», и этим сами себе страшны. Многие совершили уже в этой жизни какие-то тяжкие поступки, и их мучает совесть, и они не знают выхода, — и тут им показан герой, которого можно назвать своим, родным. Он такой же грешник, но он смог стать праведником. И Бог дал ему такую светлую кончину, такой мирный переход в другую жизнь. Значит, не надо отчаиваться.

Конечно, это главная тема фильма — Бог есть и Он благ, Он может помочь, если будешь его искать.

Герой фильма — настоящий богоискатель, но конечно же, не в толстовском толковании этого слова, а в традиции преподобного Силуана Афонского: «Слезно ищу Тебя, Господи». Он ищет самого главного для христианина — богообщения, примирения с Богом (а значит, и со своей больной совестью). Говорит он об этом просто: «Мира нет в душе».

Зрители фильма получают тут самый главный урок: без Бога мира в душе быть не может. Как бы человек не был удачен в обычной жизни.


Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества