Русская Православная Церковь Московский Патриархат Мордовская Митрополия
Краснослободская Епархия 

Основные принципы педагогики св. прав. Иоанна Кронштадтского

Автор: Протоиерей Александр Зелененко

фото

Отец Иоанн заявлял не раз, что задача каждого преподавателя состоит в том, чтобы дать ученикам прочный фундамент знаний, на котором они сами могут впоследствии строить здание разумного миропонимания. Важно не количество информации, а прочность усвоенных знаний. Прочность эта, на его взгляд, обеспечивается соединением знания с живой человеческой душой. "Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно?" - задавал он вполне обоснованный вопрос. 

"Не в том сила, чтобы преподавать многое, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное... Область знаний безгранична. Но область полезных и существенно необходимых знаний ограничена. Из множества достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему, соображенную с количеством других предметов... В противном случае мы будем разрушать труды один другого..." 

Целью же педагогической деятельности должен стать поиск добродетели и выяснение цели жизни и жизненных ценностей. Обучение должно сочетать две цели - образованность и благочестие. Учитель должен воспитывать душу ребенка, а не просто набивать его голову информацией. Отец Иоанн писал: "Можно и весьма много знать, как говорится, проглотить науку, быть весьма ученым человеком и в то же время, увы, быть негодным человеком и вредным членом общества". 

Отец Иоанн выступал против сведения Закона Божия на один уровень с другими школьными предметами. По его мнению, Закон Божий должен находиться во главе прочих наук. Закон Божий - это не предмет умствований, а закон жизни. Отец Иоанн не одобрял того, что во время экзамена по Закону Божию школьникам нередко задавали излишне сложные и мучительные вопросы. Кроме того, он считал кощунственным выставление оценок за Закон Божий, так как главным критерием при оценивании должны быть не схоластические знания, а живость веры. Преподавая Закон Божий, отец Иоанн все свое внимание направлял не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы "пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, какими была полна его душа". 

Основной целью преподавания Закона Божия должно стать привитие ребенку способности распознавать и предостерегать грех. 

Привить детям любовь к житиям святых, а прежде всего к Евангелию, - вот что святой Иоанн считал самым важным в преподавании Закона Божия. Его вдохновлял на это собственный опыт. "Знаешь ли, - сказал батюшка в беседе с игуменей Таисией, - что прежде всего положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовью к Нему? Это Святое Евангелие... Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с ранних лет". 

Главным качеством учителя, по мнению отца Иоанна, должна быть любовь к детям. Учитель должен осознавать высокий уровень ответственности, возложенный на него, за образование и воспитание детей.

Важнейшие принципы педагогической деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского

1. Бог есть основа и источник всей жизни и всякого познания, цель и смысл человеческой жизни и деятельности. 
2. Преподавание должно быть простым и цельным. 
3. Преподавание должно быть неотделимым от воспитания, а воспитание должно иметь приоритет над обучением. 
4. Без благодатной помощи христианской Церкви невозможно полноценное воспитание, прежде всего - сердца. 
5. Педагогу нужно иметь дар любви к детям. 
6. Педагог должен иметь воодушевление от Духа Святого и нести ответственность за свою деятельность перед Богом. 
7. Методика преподавания должна быть проста, доступна и наглядна. 
8. Крайне вредна погоня за обилием знаний. 
9. Нужно вовремя замечать и всеми силами исцелять душевную порчу, не смешивая при этом человека со злом, которое в нем. 
10. Нужно воспитывать детей примером своей жизни.

Педагог-законоучитель отец Иоанн Кронштадский

В отце Иоанне жила кака-то неземная, ангельская любовь к детям, она-то и двигала весь учебно-воспитательный процесс, вдохновляя его. То был особый благодатный Божий дар, возогретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, отец Иоанн часто исцелял больных детей силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Известны его слова, обращенные к детям, ученикам гимназии, где преподавал отец Иоанн: "Вы - дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе, духовная кровь моя - наставления мои - текут в жилах ваших... Вы - дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце моем и молюсь за вас. Вы - дети мои, потому что я, действительно, как священник, - отец, и вы называете меня батюшкой". 

Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием Церкви, а заботу о школе - важнейшим делом Святой Церкви. У отца Иоанна не было неспособных, его беседы запоминались навсегда и почти одинаково сильными и слабыми. Все внимание отца Иоанна было направлено не столько на то, чтобы заставить запомнить, сколько на то, чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами, которыми была полна его душа. Будучи добрым и религиозным человеком, отец Иоанн обладал и особым даром преподавания, который имеют далеко не все педагоги. Он не ставил двоек, не "резал" на экзаменах, не задавал уроков, а вел в часы своих уроков беседы со своими питомцами о предметах веры. Спрашивал обыкновенно сначала тех, кто сам заявлял свое желание отвечать урок. А желающих отвечать урок обыкновенно было много. Протягивались нетерпеливые руки, и слышались умоляющие возгласы: "Батюшка, позвольте мне!" Иметь "три" по Закону Божию считалось среди его учеников величайшим позором. Он был добр, но огорчить его невыученным уроком было стыдно, поскольку ученики его искренне уважали и любили, а потому старались прилежно заниматься. 

Отец Иоанн никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом

Добавить комментарий

9 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.

Великие русские старцы XX века

Краткие жития и практические наставления об исправлении жизни, поведении в семье, борьбе со страстями

НЕ ИНВАЛИД.RU - Энциклопедия мужества