30 ноября состоялись Епархиальные Архангельские образовательные чтения в рамках международных образовательных чтений: «Традиции и новации: культура, общество, личность. Региональный аспект».
Тема: «Религиозное просвещение и духовно-нравственное воспитание в дошкольных и общеобразовательных организациях: традиции и новации».
Место проведения: актовый зал МБУ «Центр культуры» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Выступающие:
1. Преосвященнейший Климент Епископ Краснослободский и Темниковский. Приветственное слово.
2. Медянкин Юрий Васильевич. Глава Администрации Краснослободского муниципального района. Приветственное слово.
3. Количество участников секции – всего 300 чел
В том числе:
Докладчики – 6
Педагоги – 80
Священнослужители – 100
Представители казачества – 10
Краткие аннотации докладов, озвученных на секции.
1. Жадунова Наталья Владимировна, кандидат философских наук, начальник Центра дополнительного образования Средне-Волжского (г. Саранск) филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». Нормативные основания деятельности педагога в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В своем докладе Наталья Владимировна проанализировала не только правовые основания деятельности по преподаванию в средней школе и учреждениях дополнительного образования предметов культурологической направленности «Основы православной веры», «Основы православной культуры» и т.п., но и акцентировала внимание на значимости нравственной нормативности в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Задача педагога в том, чтобы не просто перечислить ребенку перечень норм, но научить анализировать ситуацию, иметь твердые убеждения, отличать нормальное от ненормального несмотря на любые воздействия извне, иметь свои ценности и уметь следовать им на практике.
2. Коваль Екатерина Александровна, кандидат философских наук. Любовь к Богу и ближнему как основа духовно-нравственного воспитания
Докладчиком на основании анализа ряда учебников, разработанных для различных модулей предмета ОРКСЭ, был сделан вывод о том, что в настоящее время в рамках разных модулей осуществляется воспитание на разных базовых ценностях, в качестве которых, главным образом, фигурируют любовь, справедливость, толерантность. В православном миропонимании любовь существенно выше справедливости в иерархии ценностей, а толерантность как деятельностный принцип не характерна для православия. Однако о любови – если не о христианской, то о естественной, в том или ином объеме пишут все авторы учебников. Таким образом, любовь может стать методологическим и содержательным интегратором преподавания модулей ОРКСЭ, что позволит избежать ценностного плюрализма, поскольку он препятствует национальному единению и формированию гражданского общества. Если часть детей учится любить ближнего, часть – терпеть его, а часть – защищать свои права, нормальный процесс социального воспроизводства обеспечить крайне сложно.
3. Воскресенская Влада Владимировна, педагог-психолог, преподаватель МОУ МУК г. Кстово. Практические основы духовно-нравственного и этического воспитания.
Влада Владимировна, основываясь на примерах из своей богатой педагогической деятельности, представила аудитории целостную педагогическую систему, которая содержит три ключевых элемента: работа с детьми, работа с родителями и работа с учителями. Сложное взаимодействие этих элементов является залогом устойчивости духовно-нравственного воспитания. Несмотря на соблазны нынешнего века: телевидение, Интернет, компьютерные игры и т.п. – остается возможным и крайне востребованным православное духовно-нравственное воспитание. Послушание в семье, любовь, научение собственным примером, отвлечение от опасных увлечений вместо запрещения – залог формирования здоровой личности.
4. Ягодкин Виктор Алексеевич, преподаватель спец. дисциплин ГБОУ РМ СПО (СУЗ) «Краснослободский аграрный техникум», подъесаул атаман хутора «Преображенский» Городское Казачье Общество «Свято-Предтеченское». Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения в летних лагерях «Богатырская поляна».
Виктор Алексеевич представил емкое методологическое обоснование проведения выездных мероприятий – летних православных тематических лагерей для мальчиков. Игра с погружением или долговременная игра, в которой участвует детское сообщество, создавая целый мир игры, который лучше и чище, чем мир окружающий является неоценимым педагогическим инструментом. Взрослые в данной игре не управляют и не руководят, но помогают детям. В тематическом лагере, который проводился в 2015 году, участвовали представители казачьего общества, взрослые люди, которые, играя с мальчиками, в то же время, оставались их мудрыми наставниками, являя собой образец любви, доверия, мужественности, взаимопомощи. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, организованное в такой форме, что дети получают возможность вжиться в определенную историческую эпоху, имеет существенное превосходство перед кабинетными методами: лучше один раз увидеть, пусть и в рамках игры, чем сто раз услышать.
5. Матяева Ирина Николаевна , старший воспитатель МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко». Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Ирина Николаевна озвучила основные методологические подходы и практические технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста на примере деятельности детского сада комбинированного вида «Солнышко». Она отметила, что для успешного духовно-нравственного воспитания детей столь сложной возрастной категории педагогам кране необходимо сотрудничество с представителями духовенства. Потребность в духовно-нравственном воспитании ощущается с самого раннего возраста, и для формирования полноценной работающей системы непрерывного духовно-нравственного воспитания необходимо начинать именно с дошкольного возраста.
6. Терешкина Галина Петровна , педагог МБОУ Торбеевской СОШ №1, методист
Добавить комментарий